После отставки всех 73 депутатов – членов шиитской группировки садристов в иракском парламенте 12 июня, вакантные места были предоставлены сегодня тем, кто занял на выборах в соответствующих округах второе место. В результате Координационный механизм шиитских партий, соперников садристов, стал крупнейшим блоком в парламенте.
Большинство новых депутатов принесли сегодня присягу в парламенте.
Выборы в октябре прошлого года привели к выдающейся победе садристов, сделав их крупнейшим блоком (они получили 73 места). Садристы пошли на альянс с суннитской коалицией Такадум во главе со спикером парламента Мухаммадом Халбуси, получившей 62 места, и Демократической партией Курдистана во главе с Масудом Барзани, получившей 31 место.
Однако альянс не смог сформировать правительство из-за отсутствия двух третей голосов в парламенте, необходимых для избрания президента. Это произошло после того, как поддерживаемые Ираном ополченцы и связанные с ними партии смогли сформировать блокирующую треть против тройственного альянса.
После трех попыток сформировать правительство Муктада Садр, лидер блока садристов, приказал своим членам выйти из парламента. Вскоре после этого все 73 депутата подписали свои заявления об отставке, которые были утверждены Халбуси как спикером парламента.
Согласно конституции Ирака, вакантные места после отставки депутатов достаются тем, кто занял на выборах второе место в тех же избирательных округах.
Сегодня в парламенте приняли присягу 64 новых депутата, включая 40 из поддерживаемой Ираном структуры – альянса шиитских и проиранских партий (Координационный механизм, КМ). Остальные 24 места были распределены между суннитами и независимыми депутатами.
Остальные 9 членов не присутствовали. Четверо из них принадлежат к блоку Хокка, связанному с крупнейшим проиранским вооруженным ополчением в Ираке – Катаиб Хезболла, остальные – независимые.
Движение Хокка незадолго до заседания парламента выступило с заявлением, в котором сообщило, что не будет занимать места садристов, и они также уйдут в отставку в знак солидарности с садристами.
Сейчас в Координационном комитете 130 членов, но для выбора президента им необходимо еще 90 членов. Для этого необходим альянс с суннитами и курдами. Однако эта задача нелегка для Координационного комитета из-за отсутствия доверия к нему среди этих групп.
Штаб-квартиры суннитских лидеров и Курдистана постоянно подвергаются нападениям со стороны шиитских ополченцев, связанных с Координационным механизмом. Только вчера компания Dana Gas, работающая в Курдистане, подверглась ракетному обстрелу в окрестностях Киркука.
Более того, Координационный механизм смог заставить федеральный суд принять решение против закона Курдистана о нефти и газе, что создало серьезные препятствия для работы международных компаний в этом регионе.
Теперь ДПК (Демократическая партия Курдистана), контролирующая Региональное курдское правительство, ставит условия Координационному механизму, говоря о возможности согласиться на правительственную коалицию с ним только в обмен на аннулирование решений федерального суда (так же они выдвигают другие условия, – прим).
Сунниты видят в этих политических изменениях прекрасную возможность выдвинуть условия, исходя из своих политических интересов.
В таких условиях переговоры о формировании правительства, скорее всего, займут много времени, если вообще возможно достижение соглашения между КМ с одной стороны и курдскими и суннитскими альянсами и партиями с другой стороны.