Турция

Президент Турции столкнулся с новым вызовом

Религиозные избиратели считают, что Эрдоган недостаточно жестко относится к Израилю. 3 мая Турция приостановила торговые операции с Израилем из-за «усугубляющейся гуманитарной трагедии» в секторе Газа.

Getty images

Утверждение о том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган слишком мягко относится к Израилю, удивило бы большинство наблюдателей. Он открыто защищает палестинцев, в частности ХАМАС. С начала войны в Газе семь месяцев назад он неоднократно обвинял Израиль в геноциде и называл Биньямина Нетаньяху, премьер-министра этой страны, «мясником» и военным преступником. Некоторые из лидеров ХАМАС нашли убежище в Турции.

Но многим религиозным сторонникам жесткой линии этого недостаточно. На протяжении нескольких месяцев «Новое благоденствие», набирающая популярность исламистская партия, не дает покоя Эрдогану. Партия требует от него заморозить торговлю с Израилем, закрыть натовскую радарную станцию и запретить американским войскам доступ на другую натовскую базу в центральной части Турции.

Недавно президент решил пойти навстречу радикалам. 9 апреля его правительство объявило, что приостановит продажу десятков товаров Израилю, особенно тех, что используются в строительстве и военных целях. Две недели спустя в Стамбуле Эрдоган расстелил красную дорожку для визита Исмаила Хании, политического лидера ХАМАС.

Это произошло слишком поздно - партия Эрдогана «Справедливость и развитие» (ПСР) потеряла не менее миллиона голосов в пользу «Нового благоденствия» на местных выборах 31 марта. На этих выборах было два главных победителя. Одним из них стала оппозиционная Республиканская народная партия (РНП), которая обошла ПСР в крупных городах страны и, что еще более неожиданно, в общенациональном голосовании, другая партия - «Новое благоденствие» - набрала 6,2 % голосов, уступив лишь РНП и ПСР.

В течение двух десятилетий Эрдоган и ПСР пользовались почти монополией на голоса исламистов в Турции. Успех «Нового благоденствия» положил этому конец. Партия, возглавляемая Фатихом Эрбаканом, сыном покойного наставника Эрдогана, вошла в правящую коалицию президента в 2023 году, но на местных выборах пошла своим путем, обвинив ПСР в игнорировании своих требований. Среди них - снижение процентных ставок, запрет супружеской измены и отмена правил гендерного равенства.
Война в Газе стала еще одной причиной раскола и сильных результатов «Нового благоденствия». «Люди ожидали большего от правительства и президента, которые так много сделали для Палестины», - говорит Мехмет Фатих Озтек, член исполнительного комитета New Welfare. «И это имело серьезные последствия для ПСР на избирательных участках» - добавляет он.

Как бы ни был велик соблазн еще больше ужесточить отношения с Израилем, Эрдоган может зайти лишь настолько далеко, насколько позволяют улучшающиеся отношения Турции с Америкой; он не станет пытаться их подорвать. Эти отношения вряд ли можно назвать процветающими, но они улучшаются. В начале этого года Эрдоган одобрил вступление Швеции в НАТО после нескольких месяцев упорного сопротивления, что открыло Америке путь к продаже Турции истребителей F-16 и комплектов для их модернизации. В феврале Пентагон объявил о партнерстве с турецкой оборонной компанией по производству 155-мм снарядов, предположительно предназначенных для Украины, на заводе в Техасе.

Но есть признаки того, что Эрдоган готов заплатить высокую цену. В конце апреля официальные лица в Анкаре сообщили, что президент Турции отложил запланированную на 9 мая поездку в Белый дом, которая должна была стать его первым визитом в США после вступления в должность Джо Байдена. Возможно, Эрдоган решил, что небольшие трения с Америкой - это то, что ему нужно, чтобы успокоить исламистов у себя дома.