Преодоление палестино-израильского тупика: видение Оджаланом прочного мира

Возможна ли на раздираемом войной Ближнем Востоке, охваченном исламским экстремизмом и государственным насилием, форма сосуществования, выходящая за рамки модели национального государства?

Находящийся в тюрьме курдский лидер Абдулла Оджалан изложил свои взгляды на израильско-палестинский конфликт в документах, опубликованных под названием «Манифест демократической цивилизации».

Абдулла Оджалан, курдский лидер, находящийся в заключении без связи с внешним миром уже два с половиной года, изложил свои взгляды на затянувшийся израильско-палестинский конфликт в рукописных материалах, поданных им в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и позднее опубликованных в пяти томах под названием «Манифест демократической цивилизации».

В то время как израильско-палестинский конфликт продолжается, мы рассматриваем анализ Оджалана альтернативного решения плану «двух государств».

Можно ли положить конец десятилетиям конфликта с помощью решения плана «двух государств», которое часто предлагается в качестве средства урегулирования израильско-палестинского конфликта и установления мира в регионе?

Или же на истерзанном войнами Ближнем Востоке, охваченном исламским экстремизмом и государственным насилием, возможна форма сосуществования, выходящая за рамки модели национального государства?

 

«Примеры Афганистана и Пакистана, Ирана и Ирака, Израиля и Палестины с их разрушениями, пролитой кровью и слезами показывают бесполезность национальных государств не только на Ближнем Востоке, но и в глобальном масштабе. Национальное государство – не только самый жестокий инструмент управления человеческими обществами, но и источник неразрешимости проблем. Оно разрушает культуру региона и является символом величайшей катастрофы в истории.

Если капитализм и индустриализм, которые должны быть проблемой в самой Европе, можно поддержать только путем реформ то исторические проблемы ближневосточного общества неизбежно приведут к конфликтам и войнам за его пределами. Усиление капитализма и индустриализма в ближневосточном обществе означает усиление войны против самого общества и окружающей его среды. Фактическое состояние модерна – постоянно действующего стратегического инструмента войны, под каким бы видом она ни велась, – подтверждает эту оценку.

Идеологическая гегемония ориентализма – это искажение фактов. Западная современность поработила Ближний Восток за последние двести лет. Реальную правду невозможно скрыть с помощью национальных государств, обрабатывающей промышленности, государственных экономических махинаций. То, что произошло с Саддамом Хусейном, можно сравнить только с тем, что случилось с Людовиком XVI Французским, который посмел выйти из порядка завоевания. Казнь Саддама, короля национального государства, будет означать, что горячая фаза войны, уже начавшаяся на Ближнем Востоке, разгорится, распространится и станет постоянной, подобно тому, как Европа запылала после обезглавливания короля. Так уже происходит.

Если мы деконструируем ориенталистскую парадигму, то увидим, что для Ближнего Востока окончание «холодной войны» означает переход на верхние ступени «горячей войны». Тот факт, что война в Персидском заливе 1991 года произошла через год после окончания «холодной войны», подтверждает эту точку зрения. С точки зрения «долгосрочной» перспективы, война современности за Ближний Восток началась с вторжения Наполеона в Египет в начале 1800-х годов и завершилась созданием национальных государств, формированием 190 капиталистических представительтсв и разграблением промышленниками геоэкономических ресурсов, прежде всего нефти. Таков линейный нарратив современности. Остальное – короткие истории с деталями и множеством циклов. Я часто не решаюсь использовать термины «кризис» и «хаос» применительно к региону. Если в реальности идет горячая война, то сводить ее к кризису и хаосу было бы неверно. Безусловно, сегодняшние войны не похожи ни на формы ведения войны раннего и средневекового периодов, ни на формы ведения войны в современную эпоху до двух мировых войн. Войны стали вовлекать массы, особенно с Первой и Второй мировых войн. После Второй мировой войны они стали социализированными. Это требование нового характера марша трехногого чудовища современности – осознать, что период войн, которые велись вне общества, с внутренними и внешними различиями, закончился, и что новый период означает ведение войн внутри общества. Для всего ближневосточного общества в целом очень важно проанализировать реальность палестино-израильской, афгано-пакистанской и ирано-иракской войн именно в этом контексте.

Непонятные события и процессы также могут быть лучше поняты, если анализировать их в этом контексте. Как можно положить конец новым войнам на Ближнем Востоке, ведущимся в условиях гегемонии США и ЕС? Будет ли происходить дальнейшее расширение и интенсификация этих войн? Могут ли они покинуть регион? Чего можно ожидать, если они это сделают, и чего – если нет? Очевидно, что четких и окончательных ответов на эти фундаментальные вопросы дать невозможно. Но что несомненно, так это то, что мы вступаем в новую фазу истории».

Манифест демократической цивилизации, кн. 4: Кризис цивилизации на Ближнем Востоке и решение демократической цивилизации, стр: 189

«То, что никакие подходы с точки зрения национальных государств не решают вопросы, а наоборот, усугубляют их, не более поучительно, чем пример Израиля и Палестины. Мир заплатил и пролил кровь, чтобы добиться этого. Остался клубок проблем, из которого выбраться будет еще сложнее. Именно капиталистическая современность и парадигма национального государства оказались несостоятельными в случае Израиля и Палестины.

Еврейская культура – одно из важнейших достояний культуры Ближнего Востока. Отрицание этого народа и геноцид будут потерей для всех. Уже достаточно ясно, что невозможно жить в мире и безопасности с левиафанами, которые сами совершают геноцид. Евреи, как и армяне и ассирийцы, могут занять более комфортное место в Ближневосточной демократической конфедерации путем воссоздания демократического государства. Хорошей отправной точкой может стать проект Восточно-Средиземноморской демократической конфедерации. В рамках этого проекта жесткие и закрытые национальные и религиозные идентичности могут трансформироваться в открытые и гибкие. Даже Израиль может быть преобразован в более приемлемое, открытое и демократическое государство. Несомненно, аналогичным образом могут измениться и его соседи.

Необходимость трансформации современности обусловлена напряженностью, конфликтами и войнами на Ближнем Востоке. Углубляющиеся национальные и социальные проблемы невозможно преодолеть без трансформации современности. Один только арабо-израильский конфликт подчеркивает необходимость трансформации современности. Необходимо ликвидировать господствующую систему, если она не способна решить фундаментальные проблемы. Альтернативой такому распаду является демократическая современность.

Современные проблемы гражданского общества, прав человека и меньшинств, местного самоуправления и все классические национальные проблемы возникли в результате подавления демократии и самоуправления централизованным национальным государством, и эти проблемы могут быть решены только путем преодоления узурпации прав национальным государством. И федеративный характер США, и развитие ЕС, основанное на передаче узурпированных демократических ценностей обратно гражданскому обществу, отдельным гражданам и меньшинствам, а также местным органам власти, пусть и постепенно, показывают, что они отвернулись от трехвековых теорий и тактик национального государства.

Ведь эти три столетия привели к невиданным ни в один период истории войнам, грабежу и колониализму, геноциду и ассимиляции. Пример ЕС – это исторический шаг, пусть и ограниченный, к возвращению к демократии. Существует большая вероятность того, что эта модель, открытая для демократии, будет постепенно принята государствами и народами мира, как и в случае с национальным государством. Но развитие действительно радикальной демократии, скорее всего, будет происходить на других континентах. Опыт Латинской Америки, подходы бывших социалистических стран, реалии Индии и даже Африки с каждым днем все больше показывают важность демократизации и заставляют развиваться в этом направлении.

Банкротство национального государства и разделения властей во всех его аспектах и наготе обнаруживается на примере большого хаоса в главной стране и регионе центральной цивилизации. Этот хаос обнажил укорененные в сложнейших иерархиях палестино-израильский, иракский и афганский национальный государственно-властный раздел, показал, что именно они являются главным источником проблем, и во всех аспектах выявил, что из этого источника питаются неограниченное насилие, террор, войны и резня. Наглядно продемонстрировано, что государственное устройство и разделение властей не имеют иной способности, кроме как бумерангом возвращаться к своим хозяевам».

Манифест демократической цивилизации, книга 5: Курдский вопрос и решение демократической нации, том I, стр: 52