Политический кризис в Израиле
Опросы перед досрочными выборами: ни у одной из сторон не будет большинства в 61 место. Выборы вредны для бизнеса, говорят израильские экономические лидеры.
Опросы перед досрочными выборами: ни у одной из сторон не будет большинства в 61 место. Выборы вредны для бизнеса, говорят израильские экономические лидеры.
Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет и будущий глава правительства, который должен его сменить, Яир Лапид объявили 20 июня о том, что они намерены поддержать проведение досрочных выборов. До того, как они пройдут, произойдет ротация внутри действующего правительства: Лапид будет назначен главой временного правительства, а Беннет получит МИД. Это будут пятые выборы в Израиле за три с половиной года, с апреля 2019-го. Вероятно, они пройдут в октябре.
На данном этапе, похоже, ни у одной из сторон нет четкого пути к формированию правительства. Об этом говорят все имеющиеся опросы избирателей.
Опрос, опубликованный во вторник утром на 103FM, предсказывает, что очередные выборы закончатся тем, что ни один из блоков не получит поддержки по крайней мере 61 депутата израильского парламента (Кнессета). В Кнессете 120 мест и это просто означает, что никто не будет иметь большинства.
Кто выиграет, кто проиграет?
Опрос показывает, что правая (националистическая, – прим.) партия Ликуд получила одно дополнительное место с момента предыдущего опроса 103FM 26 мая и, по прогнозам, она получит 36 мест, а Еш Атид (центристы, – прим.) – 20 мест.
Религиозно-сионистская партия Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира (ультра-правые националисты и религиозные сионисты, – прим.) получит 10 мест, что на девять больше, чем в предыдущем опросе.
Опрос показывает, что «сине-белые» и «лейбористы» (центристские партии, – прим.) сохранят свои места – восемь и семь соответственно. Объединенный список (арабские партии, – прим.) сохранит свои шесть мест.
С другой стороны, прогнозируется, что ШАС (религиозные иудейские фундаменталисты, традиционалисты, представители восточных евреев, – прим.) потеряет два места, а «Объединенный иудаизм Торы» (религиозные иудейские фундаменталисты, традиционалисты, представители европейских евреев, – прим.) одно, в результате чего они получат семь и шесть мест соответственно (обе партии обычно выступают в коалиции с Ликудом, – прим).
Однако, по прогнозам, партия «Ямина» (ультраправые националисты, религиозные сионисты, – прим.) уходящего премьер-министра Нафтали Беннета вернет себе три места – с четырех поднимется до семи.
Партия Авигдора Либермана «Исраэль Бейтену» (Наш Дом – Израиль; правые светские националисты, партия русских евреев) может сократить количество мест с семи до пяти, а «Раам» (арабская партия, исламские фундаменталисты, – прим.) и «Новая надежда» (правые националисты, откол от Ликуда, – прим.), по прогнозам, преодолеют избирательный порог с минимальным результатом – четыре места у каждой.
На данном этапе Мерец (левоцентристы, леволибералы, – прим.) по-прежнему находится в опасности, и возможно не смогут преодолеть порог в четыре места, несмотря на шесть мест, которые они сейчас занимают.
Прогнозируется, что правый блок, возглавляемый лидером оппозиции Биньямином Нетаньяху, получит 59 мест (Ликуд, лидером которого является Нетаньяху, религиозные ультраправые сионисты и религиозные партии иудейских фундаменталистов-традиционалистов), а блок Лапида-Беннета – 55 (союз ультраправых религиозных националистов Ямины, светских националистов – партии русских евреев, леволибералов Мерец, различных группировок центристов и партии арабских фундаменталистов-исламистов Раам, – прим.). Это означает, что ни один из блоков не сможет сформировать правительство большинства в 61 место.
Во вторник вечером KAN опубликовал результаты опроса, согласно которым, блок, поддерживающий лидера оппозиции и партии Ликуд Биньямина Нетаньяху, получит 60 мест, в то время как партии из нынешней коалиции получат 54 места, что означает, что оба блока не будут иметь большинства и не смогут сформировать правительство.
Согласно опросу 13 канала, блок, поддерживающий лидера оппозиции Биньямина Нетаньяху, получит 59 мест, а партии, входящие в нынешнюю коалицию, получат 55 мест, что означает, что оба блока не будут иметь большинства и не смогут сформировать правительство.
Согласно результатам опроса, опубликованным во вторник вечером на канале 12, если бы выборы состоялись сегодня, блок, поддерживающий лидера оппозиции Биньямина Нетаньяху, получит 59 мест, в то время как партии, входящие в нынешнюю коалицию, получат 56 мест, что означает, что оба блока не будут иметь большинства и не смогут сформировать правительство.
Хотя результаты различных опросов по некоторым партиям отличаются на 1-2 голоса, все они указывают на то, что ни один из блоков не достигнет успеха на выборах.
Между тем, представители израильской бизнес-элиты, мягко говоря, не в восторге от происходящего.
Выборы вредны для бизнеса, говорят израильские экономические лидеры.
Политическая нестабильность затрудняет долгосрочное планирование. Политическая неопределенность нанесет ущерб экономике. Об этом заявил Йоханан Плеснер, президент Израильского института демократии (IDI), во вторник, через день после того, как премьер-министр Нафтали Беннет решил распустить Кнессет и назначить пятые национальные выборы за три с половиной года.
Когда министры сменяются, а правительства падают, сказал Плеснер, «почти невозможно принимать деловые решения, особенно решения, которые учитывают долгосрочное планирование и требуют настойчивости в их реализации. Это относится к большинству фундаментальных проблем, стоящих перед экономикой».
«В лучшем случае, – продолжил он, – Израилю придется подождать еще как минимум полгода, пока не будет сформировано стабильное правительство. Менее позитивным исходом будет то, что мы окажемся на пороге шестых или даже седьмых выборов».
Рам Блинков, генеральный директор Министерства финансов, сказал The Media Line, что даже если очередной виток выборов будет неудобен для экономики, это цена демократии. «Выборы означают неопределенность, что очень плохо для экономики, и нам это не нравится. Но это демократия, и мы должны с этим смириться», – сказал он.
Д-р Рон Томер, президент Ассоциации производителей Израиля, сказал в интервью The Media Line, что для бизнесменов и производителей в стране эта политическая нестабильность делает невозможным предсказание будущего.
Правительство Беннета сделало важное изменение: оно фактически приняло государственный бюджет после двух с половиной лет без него, сказал Томер. «Но нам нужна преемственность, без преемственности мы не можем заниматься долгосрочным планированием», – добавил он.
Кроме того, каждый раунд выборов представляет собой большой риск для промышленности, пояснил он.
«Для нас, – продолжил он, – бегство на выборы – это большая проблема, и мы очень боимся, что после каждых выборов могут быть приняты какие-то популистские решения. Нас это очень расстраивает. Я нахожусь на своем посту уже два с половиной года. К концу этого года я буду работать при четырех разных правительствах, это вполне возможно».
Министр финансов Авигдор Либерман, выступая на конференции, сказал, что Израиль делает успехи в борьбе с растущей стоимостью жизни. Однако он добавил, что правительству нужно больше времени, чтобы завершить работу.
«Мы движемся в правильном направлении в плане борьбы с ростом цен. Но для реализации планов необходимо иметь по крайней мере два года стабильности. Рынок жилья не меняется за месяц или два», – сказал он.
«В течение года мы смогли остановить рост стоимости жилья и стабилизировать цены, и если бы мы продолжили еще год, то нам удалось бы снизить стоимость», – сказал Либерманс.
Профессор Мишель Стравчински, директор по исследованиям Банка Израиля, сказал «МедиаЛайн», что экономика может функционировать в такие периоды политической нестабильности: «Израиль знает, как работать, когда у нас нет правительства. У нас уже четыре раза проходили выборы, и это будут пятые, и на самом деле у нас есть очень четкие правила в бюджете». Нынешний государственный бюджет будет действовать до конца 2022 года, выборы, вероятно, пройдут в конце октября, а это значит, что мы начнем 2023 год без бюджета, объяснил Страучински.
«Существует автоматическое правило, которое помогает правительству работать в такой ситуации, и мы уже показали в прошлом, что это не является большой проблемой», – сказал он, добавив, что по-прежнему важно утвердить бюджет на 2023 год как можно скорее.
Когда нет государственного бюджета, закон разрешает правительству ежемесячно расходовать сумму, эквивалентную 1/12 части бюджета предыдущего года с поправкой на инфляцию. Однако изменение приоритетов и подписание новых контрактов является сложной задачей.
Страучински добавил, что тот факт, что у нас так долго не было бюджета, был проблематичным во многих смыслах.
«Например, не было приоритетов. Новое правительство начало вносить некоторые изменения, но я думаю, что главная проблема в том, что у него не было достаточно времени для начала реформ», – сказал он.
Блинков сказал, что, несмотря на политическую нестабильность, Министерство финансов «смогло поддержать наши отрасли через бюджеты от правительства и путем стимулирования инвестиций».
«Вы должны помнить, что мы только что прошли через два года COVID, у нас большой мировой экономический кризис, у нас ужасный конфликт на Украине, у нас судоходный и энергетический кризисы. Угроз очень много, нам нужно приложить все возможные усилия, чтобы быть сильными и пройти через эту эпоху», – сказал Блинков.
«Я не уверен, что политическая нестабильность сильно поможет нам в этом», – заметил он.
Блинков назвал рост цен самым серьезным вызовом для экономики. «Мы сталкиваемся со значительной инфляцией после многих лет ее отсутствия, хотя по сравнению с Америкой и другими местами она здесь ниже. Но мы обеспокоены этим», – сказал он.
Страучински добавил: «Мы переживали относительно быстрый рост, и вдруг проблема инфляции стала самой важной. Мы начали повышать ключевую процентную ставку Банка Израиля и сейчас она находится на уровне 0,75%».
Блинков сказал, что растущая добыча из морских газовых резервуаров Израиля помогает противостоять росту цен. Это также делает Израиль практически независимым в энергетической сфере, добавил он. «Это одна из причин того, что инфляция здесь гораздо ниже. На нас не влияет рост цен на энергоносители в Европе и Америке», – отметил он.
Страучински сказал, что израильские власти принимают меры для преодоления последствий роста добычи газа, которая является положительным явлением, но также создает проблемы, требующие решения. «Мы получили большой доход от налогообложения газа и решили эту проблему путем создания фонда национального благосостояния», – отметил он.
Это поможет противостоять возможным негативным последствиям, таким как накопление большого количества иностранной валюты, что приведет к чрезмерному росту стоимости шекеля, делая израильский экспорт дорогим и неконкурентоспособным, сказал Стравчинский, повторив, однако, что доходы от газа, тем не менее, являются «очень позитивным явлением».