Политические уловки Эрдогана

Тот факт, что Эрдоган произнес эти слова после того, как Байден в своей речи на Генеральной Ассамблее призвал весь мир бороться вместе с Украиной, повышает значимость слов президента Турции.

Тот факт, что президент Тайип Эрдоган не встретился с президентом США Джо Байденом ни в США, ни в Турции, уже не является новостью. Но среди его выступлений перед журналистами, которых он пригласил в Нью-Йорк, куда он приехал на Генеральную Ассамблею ООН, особенно любопытны следующие фразы: «И лидеры, и премьер-министры негативно относятся к Путину. Конечно, у нас не такое отношение, мы его не разделяем. Я не считаю такое отношение правильным. (...) Мы будем вести наши отношения с Россией в позитивном ключе».

Тот факт, что Эрдоган произнес эти слова после того, как Байден в своей речи на Генеральной Ассамблее призвал весь мир бороться вместе с Украиной, повышает значимость слов президента Турции.

До сих пор Байден и Эрдоган встречались в рамках саммитов НАТО или G20, но на саммите G20 в Нью-Дели 9-10 сентября этого не произошло; они смогли пообщаться в конференц-зале, пусть и «на ходу», как выразился Эрдоган, – якобы в течение примерно 10 минут.

Были еще два лидера, с которыми Байден не встречался в двустороннем формате до Генеральной Ассамблеи ООН 2023 года. Это премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман.

Причиной отказа от встречи с Нетаньяху стала политика Израиля в отношении еврейских поселенцев, – политика, которая начала душить Палестинскую автономию в Рамалле, и судебная реформа в Израиле, которая вызвала массовые протесты, поскольку открывает дверь к единоличному правлению в Израиле. Несмотря на отсутствие прогресса по обоим вопросам, Нетаньяху встретился с Байденом 20 сентября, но не в Белом доме, а в Нью-Йорке, где проходила Генеральная Ассамблея ООН.

Эмбарго на встречу Байдена с принцем Мохаммедом бин Салманом (МБС) было основано на доказательствах, представленных Эрдоганом через Хакана Фидана, в то время главу Национальной разведывательной организации (MIT), а ныне министра иностранных дел Турции, что именно принц несет ответственность за убийство саудовского диссидента Джамаля Хашогги в Стамбуле, а также за грубые нарушения прав человека в Саудовской Аравии.

Дело об убийстве Хашогги было прекращено, когда Турция закрыла его и передала бин Салману, которого Эрдоган обвинил ранее в подстрекательстве к убийству. Нарушения прав человека остаются. Но Байден уже выбросил эмбарго в отношении Салмана в мусорную корзину, проведя с ним переговоры 15 июля 2022 года. Эрдоган к тому времени уже успел слетать в Саудовскую Аравию 28 апреля и обнялся с Салманом раньше Байдена.

Контакты с Израилем

Встреча в Туркеви стала первой встречей Эрдогана и Нетаньяху лицом к лицу. Политические отношения с Израилем, которые с 2009-2010 гг. находились на низком уровне, а временами даже были враждебными, с 2022 г. были оживлены параллельно с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами и вновь подняты до уровня посольства.

Израильские СМИ, широко освещавшие встречу Нетаньяху с Эрдоганом, отреагировали на то, что она в первый день вообще не освещалась, особенно в СМИ, близких к правительству Турции. Видно, что Эрдоган много упоминал и освещал этот вопрос в своих беседах с журналистами, а проправительственные газеты 22 сентября поместили сообщения на своих первых полосах.

Палестина и энергетика – уже неизменные темы турецко-израильской повестки дня. В конце августа, когда встреча с Эрдоганом в Нью-Йорке была завершена, Нетаньяху дал понять, что проект газопровода Израиль-Турция возрождается. Ожидается, что в ближайшие дни турецкий министр энергетики Альпарслан Байрактар посетит Израиль с программой строительства этого газопровода.

Находясь в Нью-Йорке, Эрдоган также провел большую встречу с представителями еврейских зонтичных организаций – одного из важнейших центров израильского малого и среднего бизнеса в США (также важного с точки зрения ожидаемых инвестиций), в которой приняли участие все его министры.

Контакты с Грецией

Встреча Эрдогана с премьер-министром Греции Кирьякосом Мицотакисом была важна не только для снижения политической и военной напряженности в Восточном Средиземноморье и Эгейском море, но и для совместной борьбы с нелегальной миграцией, и для развития экономических отношений, особенно туризма и (опять же) энергетики.

Греко-американские избиратели Байдена и его позиция, близкая к Греции, в сочетании с «химией» Мицотакиса с Байденом, склонили политический баланс в Эгейском море и Восточном Средиземноморье не в пользу Турции. Не последнюю роль в этом сыграла и закупка Эрдоганом у России ракет С-400. Ценой за это стало исключения американцами Анкары из программы по созданию самолетов F-35.

Встреча Эрдогана и Мицотакиса, похоже, удовлетворила и Анкару, и Афины. Хотя ультранационалистические круги как в Турции, так и в Греции (включая Кипр) недовольны атмосферой примирения, обе страны только что провели выборы, поэтому политики не испытывают давления со стороны избирателей.

Проект Эрдогана по превращению Турции в транзитный пункт энергоносителей предполагает сотрудничество не только с Россией, Азербайджаном и Ираном, но и с Израилем и Грецией.

Между Байденом и Путиным?

Не следует ожидать, что Эрдоган откажется от своих настойчивых попыток провести встречи с Байденом в Бештепе или Белом доме. Но понятно, что сейчас он не знает, произойдет это или нет. Может быть, Байден не будет избран в ноябре 2024 года, так что, что ни делается, все равно Эрдоган остается на своем месте.

Эрдоган выступил в защиту отношений с Путиным, отвечая на вопрос о его встрече с президентом России в Сочи перед G20.

Но нет, было бы неправильно говорить, что Эрдоган разрывается между Байденом и Путиным, и было бы неправильно говорить, что позиция Турции по России и Украине на 100% на стороне США. Эрдоган, видимо, считает, что ему необходимо придерживаться внешнеполитической линии, в которой было бы поменьше взлетов и падений в экономическом плане.

Смотрите, о прекращении поставок оружия на Украину заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Более того, спикер Палаты представителей Конгресса США Кевин Маккарти, заявивший о непрозрачности финансовой и военной помощи Украине со стороны Байдена, не позволил президенту Украины Владимиру Зеленскому выступить в Конгрессе.

Баланс сил смещается, и об этом свидетельствует ландшафт.