Эсминец ВМС США USS Carney, дислоцированный в этом районе, сбил три беспилотника во время нападения. По словам заместителя пресс-секретаря Пентагона Сабрины Сингх, эсминец USS Mason сообщил, что «по меньшей мере одна ракета была направлена в его сторону». Хуситы взяли на себя ответственность за две атаки.
Бригадный генерал Яхья Сари, военный представитель хуситов, связал эти события с войной Израиля против ХАМАС в Газе. «Вооруженные силы Йемена продолжают препятствовать навигации израильских кораблей в Красном море (и Аденском заливе) до тех пор, пока не прекратится израильская агрессия против наших стойких братьев в секторе Газа, – говорится в заявлении, которое цитирует AP. – Вооруженные силы Йемена вновь предупреждают все израильские суда или суда, связанные с израильтянами, что они станут законной целью, если нарушат то, что указано в заявлении».
В пресс-релизе Центрального командования США, выпущенном после нападений, отмечается: «У нас есть все основания полагать, что эти атаки, хотя и были начаты хуситами в Йемене, полностью поддерживаются Ираном».
Продолжающаяся агрессия хуситов против судоходства в этом районе, наряду с более чем 70 атаками на американские объекты в Ираке и Сирии, а также расширение ракетных обстрелов ливанской «Хезболлой» целей в Израиле представляют собой усилия Ирана по оказанию помощи своему клиенту ХАМАС в Газе.
До сих пор анализ был склонен рассматривать эти действия как «шумиху», призванную отвлечь от реальных действий в Газе. После первоначального опасения, что теракты 7 октября могут стать предвестником всеобщей мобилизации возглавляемого Ираном регионального альянса против Израиля (широко обсуждаемое «объединение арен»), общая тенденция заключалась в том, что, поскольку такого тотального нападения не произошло, война должна вестись между Израилем и ХАМАС.
Иранцы, чтобы опровергнуть обвинения в том, что их заявления об «оси сопротивления» оказалась пустыми словами, лишенными содержания, время от времени устраивали мелкие провокации. Военно-морское присутствие США в Персидском заливе и Средиземноморье окажется достаточным для того, чтобы не допустить их эскалации дальше определенного предела. Таким образом, масштабы нынешнего конфликта будут ограничены израильско-палестинской сферой, а более широкой ближневосточной нестабильности удастся избежать.
С точки зрения администрации США это было бы положительным результатом по нескольким причинам.
Малые конфликты, безусловно, предпочтительнее больших. В более широком смысле, цель нормализации отношений с иранским режимом, которая была четкой задачей администрации Байдена с момента ее создания, очевидно, остается в силе.
Администрация провела почти два года в бесплодных попытках возродить иранскую ядерную сделку. 14 ноября, спустя месяц после начала войны в Газе, Байден продлил действие исключения из санкций, позволяющего Тегерану получить доступ к доходам от электроэнергии в размере 10 миллиардов долларов, хранящимся на депозитных счетах. Исключение из санкций позволяет Ирану продолжать закупать электроэнергию у Ирака.
Стоит напомнить, что это решение было принято в то время, когда иранские марионеточные военизированные формирования уже совершали почти ежедневные нападения на американские войска в Ираке и Сирии. Это говорит о том, что теракты 7 октября и последующая деятельность «Хезболлы», иракской «Катаиб Хезболла» и хуситов не изменили основных взглядов и целей администрации в отношении Ирана.
Но сдерживание войны в Газе без ущерба для потенциала США зависит от того, насколько активность Ирана будет ниже определенного уровня. Если этот уровень превысить, то создается впечатление, что США не сдерживают иранцев, а начинают игнорировать явные акты агрессии из желания почти любой ценой удержать войну в Газе в предела границ к западу от реки Иордан.
Атаки на позиции США в Ираке и Сирии получили ограниченный ответ. Иракская организация «Катаиб Хезболла», скрывающаяся под знаменем «Исламского сопротивления в Ираке», несет ответственность за основную часть нападений на американские войска в этих районах. Пять членов этой организации были убиты в результате американского удара, когда они готовили атаку беспилотника на американские войска в понедельник.
Однако нападения хуситов в Красном море и Аденском заливе представляют собой более серьезную проблему, по крайней мере до тех пор, пока атаки в Сирии и Ираке не приведут к гибели людей.
Баб-эль-Мандебский пролив, расположенный между Аденским заливом и Красным морем, является жизненно важным стратегическим водным путем. Ежедневно через него проходит шесть миллионов баррелей сырой нефти и нефтепродуктов. Это около 9 % всего объема нефти, продаваемой по морю.
Представители США старательно избегали выводов о том, что американские корабли были целью атак хуситов на этой неделе, поскольку любой такой вывод подразумевал бы необходимость ответных действий. Заместитель пресс-секретаря Пентагона Сингх споткнулась на своих словах на пресс-брифинге на прошлой неделе, когда пыталась объяснить, почему ракеты, направленные на американский корабль, не обязательно являются «атакой».
В докладе Politico от 4 декабря цитируются неназванные американские чиновники, выражающие разочарование масштабами того, что они назвали «намеренным преуменьшением» событий и угрозы, которую они представляют.
В статье приводится прямая цитата одного из неназванных чиновников, который сказал: «Люди думают, что это дело рук Израиля, а поскольку они применяют жесткие меры в Газе, никто ничего не говорит. Мир должен осудить это».
Чарльз Листер, аналитик Института Ближнего Востока, в своем твите со ссылкой на источники в Министерстве обороны сообщил, что Белый дом накладывает «все возможные наручники» на способность США ответить на атаки.
Если подобные заявления отражают реальное положение дел, то становится ясно, что администрация США в настоящее время придерживается стратегии, которая больше не соответствует ее целям. Нарушение жизненно важного стратегического водного пути – это не только проблема Израиля. Если так будет продолжаться, это повлияет на цены на нефть, а значит, и на мировую экономику.
Более того, нынешняя эскалация [нападений хуситов] ставит под вопрос роль США как гаранта глобальных энергетических маршрутов.
Изменит ли администрация США свою позицию в ответ на атаки хуситов, покажут ближайшие дни. Но деятельность иранских клиентов и прокси по всему региону больше не может быть представлена как незначительная деталь или как попытка отвлечения от главного события – войны в Газе.