Почему США хотят реструктуризации пешмерга в Южном Курдистане
Планы реструктуризации пешмерга имеют связь с планами США, касающимися региона, и служат цели уничтожения влияния региона на Иран.
Планы реструктуризации пешмерга имеют связь с планами США, касающимися региона, и служат цели уничтожения влияния региона на Иран.
Когда Исламское государство (ИГ)* объявило о создании халифата в 2014 году, это было равнозначно приглашению для войск США, официально выведенных из Ирака в конце 2011 года.
В августе 2014 года – за один месяц до основания международной коалиции против ИГИЛ*, – армия США осуществила первую атаку на ИГИЛ неподалеку от Махмура, города в южном Курдистане. Таким образом, общественности стало известно о возвращении войск США в Ирак.
В то же самое время в Конгрессе США была одобрена программа «Train and Equip» для Ирака как часть борьбы с ИГИЛ. Под эту программу выделили около 1,6 миллиарда долларов США, и 353,8 миллионов долларов США было выделено для южного Курдистана. В 2017 году США оказали поддержку южному Курдистану – оружием, военным обучением и средствами для зарплат пешмерга, что составило уже около 1,4 миллиарда долларов США.
Самая серьезная военная поддержка пришла в 2017 году, когда была проведена операция освобождения Мосула от ИГИЛ. До этой операции министерство пешмерга южного Курдистана получило 415 миллионов долларов США в качестве помощи. Ежегодные выплаты от США также включают по 20 миллионов долларов США ежемесячно на выплату зарплат сотрудникам пешмерга.
Помощь США южному Курдистану продолжилась и после разгрома власти ИГИЛ в 2017 году. Конгресс США одобрил 365 миллионов долларов США в 2018 году и 290 миллионов долларов США в 2019 году. В качестве официальной части церемонии выдачи очередного транша в 250 миллионов долларов США за 2020 год в Эрбиле, городе южного Курдистана, несколько лет назад прошла официальная встреча. В сентябре и ноябре этого года двумя траншами были переданы военные товары, в их числе – 150 военных внедорожников Humvee.
Даже если последние поставки могут выглядеть как продолжение шестилетней военной поддержки южного Курдистана Вашингтоном, рамки программы «Train and Equip», которая получила свое развитие в контексте антиигиловской борьбы, изменились. В соответствии с политической картой в районах, которые контролируются региональным правительством Курдистана с октября 2017 года, ИГИЛ на практике отсутствует. Также пешмерга участвовали лишь в небольшом количестве военных операций за прошедшие три года. Ситуация, возможно, не требует продолжения военной поддержки со стороны США южному Курдистану на почти что прежнем уровне. Допуская, что мы рассматриваем вопрос в контексте угрозы ИГ…
В любом случае Вашингтон оказывает вышеупомянутую поддержку не в рамках борьбы с ИГИЛ. До церемонии передачи последнего транша, прошедшей несколько дней назад, силы США, дислоцированные в южном Курдистане, встретились с представителями министерства пешмерга. Во время этой встречи было объявлено, что США продолжает свою поддержку в рамках «реструктуризации и реорганизации сил пешмерга под контролем международной коалиции». Так какова же суть плана США по реорганизации сил пешмерга и превращении их в современную армию?
Вооруженные силы южного Курдистана находятся преимущественно под контролем двух партий – ДПК (Демократической партии Курдистана) и ПСК (Патриотический союз Курдистана), и это влияние выше, чем контроль со стороны правительства. В последние годы западные страны, особенно Англия, постоянно выносили этот факт на повестку как проблему, требующую решения. Они призывали все стороны объединить пешмерга под руководством общего командного центра. Итак, это требование не ново. Но стоит ли понимать последние инвестиции со стороны США в пешмерга только в контексте этой повестки или же здесь присутствуют другие намерения?
В своем анализе и отчетах, особенно сделанных за текущий год, научно-исследовательские центры, расположенные в США, подчеркивают, что Вашингтон вынужден укреплять военное сотрудничество с южным Курдистаном. Они отмечают, что это имеет стратегическое значение для обеспечения безопасности интересов США на Среднем Востоке. Когда дело доходит до интересов США на Среднем Востоке, первое, что приходит на ум, – это конфликт с Ираном за гегемонию в этом регионе.
С этой перспективы допущение выглядит совершенно оправданным. Состоит это допущение в том, что планы реструктуризации пешмерга не независимы от планов США на данный регион и служат цели уничтожения регионального влияния Ирана.
Военная поддержка и сотрудничество не являются чем-то особенным. Но в данном случае приоритетом должно быть укрепление способности курдов защищать себя и свою свободу перед угрозой надвигающегося геноцида. Вовлечение в противоречия и конфликты других сторон может стать огромной опасностью для курдов. Особенно справедливо это для данной фазы развития событий.
* - террористическая организация, запрещена в РФ