Почему Израиль не может избежать новых кризисов в отношениях с Иорданией?

Израиль не позволил наследному принцу Иордании посетить Иерусалим. Визит принца включал бы в себя Харам аш-Шариф и, по-видимому, другие объекты, такие как церкви.

Последний кризис с Иорданией обострился на прошлой неделе, когда министр иностранных дел Иордании Айман Сафади обнародовал спор, который, похоже, сорвал планы премьер-министра Биньямина Нетаньяху ненадолго вылететь в ОАЭ в четверг. Это был неловкий спор, и остается много вопросов о том, почему ему позволили расти, несмотря на кажущиеся простыми способы поддержания пониженной температуры.

Более широкая региональная картина заключается в том, что Иордания важна от Восточного Средиземноморья до Персидского залива, она необходима для региональной безопасности, а также для поддержания спокойствия на Западном берегу реки Иордан (территории, оккупированной Израилем, – прим). Израиль, похоже, принимает это как должное.

Согласно сообщениям СМИ, в прошлом месяце министр обороны Израиля Бенни Ганц якобы встретился с королем Иордании Абдаллой. В декабре Сафади также встретился с министром иностранных дел Габи Ашкенази. Однако сигналы из Канцелярии премьер-министра не были благосклонны к Хашимитскому королевству.

Израиль не позволил наследному принцу Иордании посетить Иерусалим с громким визитом, который включал бы Харам аш-Шариф и, по-видимому, другие объекты, такие как церкви. Сафади был ясен и прямолинеен, требуя от Израиля ответов относительно неловкой ситуации.

Иордания указала, что Израиль играет с регионом в рамках предвыборных и популистских интересов. Доверие страдает. Она сказала, что Израиль несерьезно воспринимает Иорданию – как нечто само собой разумеющееся, желая просто пролететь над Иорданией, но не позволяя важному визиту состояться.

Независимо от дипломатического протокола или спора, из-за которого визит был остановлен, когда наследный принц пересекал границу, все это превратилось в бесполезную ситуацию.

Это уже не первый случай, когда подобные инциденты наносят ущерб отношениям между Израилем и Иорданией. Иордания, похоже, считает, что Израиль принимает это как должное и делает это уже много лет.

У короля нет четких отношений с Нетаньяху. Это может быть связано с историческим гневом по поводу поведения Нетаньяху, восходящим к 1990-м годам. Несмотря на заявления о том, что Иордания и Израиль имеют очень хорошие отношения на других уровнях, инциденты на высоком уровне продолжают шокировать тех, кто следит за отношениями между двумя странами.

Израиль также находится на высоком уровне [ближневосточной дипломатии] из-за своих новых связей с государствами Персидского залива. Иордания близка к тем же монархиям Персидского залива, которые заключили мир с Израилем. Иордания также близка к Саудовской Аравии.

В первые годы правления Трампа король Иордании стремился предотвратить кризис вокруг Иерусалима. Когда США перенесли туда свое посольство, королевство было приглашено в Турцию, поскольку Анкара стремилась вовлечь Иорданию в свою орбиту. Королевство не стало близким к Турции, но, тем не менее, имеет много проблем дома, от экономики до беженцев и пандемии.

Проблема здесь заключается в том, что королевство пользуется уникальными правами в Иерусалиме и поддерживает тесные связи с палестинским руководством. У него есть исторические связи с Западным берегом реки Иордан, но Иордания хочет решения палестинской проблемы на основе двух государств – израильского и палестинского. Она была озадачена поездкой Нетаньяху в Оман в 2018 году и сказала то же самое в 2019 году, отметив, что Израиль должен сделать движение по вопросам двух государств, о чем неоднократно говорил Сафади, и что Амман подчеркивал на конференциях по диалогу в Манаме.

В 2017 году израильский сотрудник службы безопасности посольства Израиля в Аммане застрелил двух иорданцев после нападения. Это был еще один кризис в отношениях. Это было решено тихо.

Но некоторые поступающие сегодня сообщения предполагают, что связи в области безопасности с Иорданией могут оказаться под угрозой.

Спустя четверть века после подписания мирного договора связи Израиля и Иордании не велики – на публичном уровне. В 2017 году Иордания освободила иорданского солдата, ответственного за резню на Острове мира в 1997 году. Еще в 2013 году в общей сложности 110 из 120 членов парламента Иордании подписали петицию о его освобождении.

Подобные инциденты, а также встреча Нетаньяху с охранником, который был вовлечен в инцидент 2017 года, ведут к тому, что связи кажутся холодными. Тем не менее, есть и другие соглашения, которые, по-видимому, работают, например, когда иорданцы приезжали в Эйлат на работу...