Первая ассамблея ООН Пезешкиана: ядерная программа Ирана и права человека
Недавнее назначение Пезешкиана на пост президента выглядит скорее как акт отчаяния на фоне взрывоопасной ситуации в иранском обществе.
Недавнее назначение Пезешкиана на пост президента выглядит скорее как акт отчаяния на фоне взрывоопасной ситуации в иранском обществе.
Сейчас, когда исполняется год с начала войны в Газе, многие иллюзии верховного лидера Ирана (обладающего почти безраздельной властью в Иране — прим.) Али Хаменеи разрушились, и он оказался в ловушке, не имея четкого пути ни вперед, ни назад. Война в регионе расширяется, подвергая опасности марионеточные силы Ирана, а многие из давних достижений режима в регионе либо утрачены, либо находятся на грани краха.
Пытаясь послать Западу позитивный сигнал, Хаменеи назначил Аббаса Арагчи министром иностранных дел Ирана. Арагчи был одним из ключевых архитекторов ядерной сделки 2015 года. В этом контексте Пезешкиан отправился в Нью-Йорк, надеясь разрешить сложный парадокс и стать свидетелем ослабления американских санкций в отношении ядерной программы. За последний год Иран ускорил свою ядерную программу, одновременно ограничив возможности ООН по надзору за ядерными объектами. В связи с этим Франция, Великобритания и Германия стали проводить более жесткую политику, чтобы заставить Тегеран вернуться к переговорам.
Что касается прав человека, то Пезешкиан прибыл на Генеральную Ассамблею на фоне продолжающейся волны казней в Иране. С момента вступления Пезешкиана в должность в июле и августе было казнено не менее 178 человек. В результате многие правозащитные организации обусловили сохранение политических и экономических отношений с режимом прекращением казней и пыток в Иране.
Возможности Пезешкиана удовлетворить требования Запада ограничены, поскольку именно верховный лидер Али Хаменеи диктует ядерную и внешнюю политику Тегерана. В своей августовской речи Хаменеи выразил готовность возобновить ядерные переговоры с Западом. Однако для Пезешкиана и Арагчи достижение ощутимых результатов во время встреч с европейскими чиновниками в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН будет нелегкой задачей. Ядерная сделка 2015 года фактически мертва, и международное сообщество не проявляет особой воли к заключению нового соглашения с Ираном.
Пезешкиан в Нью-Йорке
В то время как некоторые помощники и сторонники президента Масуда Пезешкиана хвалят его за все — даже за плавную посадку его самолета в Нью-Йорке, — другие резко критикуют его за некоторые высказывания во время визита.
Иранские пользователи социальных сетей сравнили призыв Пезешкиана к взаимному разоружению Ирана и Израиля с политикой бывшего лидера СССР Михаила Горбачева, предположив, что Пезешкиан пытается спровоцировать упадок Исламской Республики, подобно тому, как Горбачев сделал это с Советским Союзом.
Другие, в основном лояльные сторонники жесткой линии в Тегеране, дошли до призывов к импичменту Пезешкиана и его отстранению от должности после возвращения в Тегеран. В среду тысячи иранских пользователей социальных сетей вывесили хэштег #Pezeshkian's_Impeachment.
Жесткая газета Kayhan, близкая к кабинету верховного лидера Али Хаменеи, использовала сильные слова, осуждая Пезешкиана и министра иностранных дел Аббаса Арагчи за их высказывания в Нью-Йорке. В комментарии под заголовком «Непродуманные высказывания Пезешкиана: кто консультирует президента» Kayhan пишет, что комментарии Пезешкиана были неожиданными и сыграли на руку международным и региональным СМИ.
После прибытия в Нью-Йорк Пезешкиан провел встречу за закрытыми дверями с американскими репортерами и обозревателями. После встречи появились сообщения о том, что он предложил взаимное разоружение, если Израиль согласится сделать то же самое. Хотя министр иностранных дел Ирана быстро опроверг эти заявления, Iran International получил аудиофайл встречи, подтверждающий, что иранский президент действительно сделал эти замечания.
Пезешкиан сказал: «Мы готовы отказаться от всего нашего оружия, если Израиль также разоружится, а международная организация возьмет на себя обеспечение безопасности в регионе. Нам они даже не нужны — мы знаем, как обеспечить свою безопасность».
Кайхан раскритиковал высказывания Пезешкиана как «промашку» и упрекнул его в неспособности произносить эффективные речи. Кайхан утверждает, что эти комментарии могут быть истолкованы как признание Ираном Израиля, что противоречит принципам основателя Исламской Республики Рухоллы Хомейни и верховного лидера Али Хаменеи.
Газета посоветовала Пезешкиану уволить своих нынешних советников, особенно тех, кто стоит за ядерной сделкой 2015 года — предположительно, вице-президента Мохаммада Джавада Зарифа, министра иностранных дел Аббаса Арагчи и заместителя министра иностранных дел Маджида Тахта Раванчи. Kayhan обвинил этих людей в отсутствии должного понимания международных отношений.
Между тем, ежедневная газета КСИР Javan также подвергла Пезешкиана резкой критике, назвав его плохим оратором и повторив обвинения Кайхана в адрес его советников. «Те, кто был посредником в ядерной сделке, говорят, что останутся в Нью-Йорке на несколько дней после того, как Пезешкиан уедет в среду, и пытаются сделать вид, что за эти несколько дней они смогут добиться каких-то успехов».
Javan процитировала заявление Пезешкиана и подвергла резкой критике как его самого, так и его советников. Жесткая газета осудила идею разоружения, нацелив президентскую команду на то, что после того, как Иран и Израиль сложат оружие, «международная организация сможет восстановить безопасность в регионе, хотя даже это не обязательно». Газета прямо обвинила его советников, возложив на них ответственность за то, что она назвала «шокирующим заявлением».
Тем временем другая ежедневная газета жесткой линии, «Хамшахри», издаваемая муниципалитетом Тегерана, назвала Пезешкиана «голосом угнетенных палестинцев» и высоко оценила дипломатические усилия иранской делегации по достижению консенсуса против Израиля в Нью-Йорке. Однако газета не уточнила, какие страны присоединились к Исламской Республике в этом так называемом «консенсусе».
По иронии судьбы, реформистская ежедневная газета Etemad, чей главный редактор Элиас Хазрати, выступающий в качестве руководителя правительственного отдела распространения новостей, опроверг комментарии Пезешкиана во вторник, опубликовала комментарий под заголовком «Мы готовы к переговорам». Этот материал во многом противоречил позиции Хазрати как государственного чиновника. Критики уже отмечали потенциальный конфликт интересов, когда Хазрати был назначен на эту должность в начале месяца.
Али Хаменеи, принимающий окончательное решение в Тегеране, хранит молчание по поводу визита Пезешкиана в Нью-Йорк, что, вероятно, дало ему некоторую свободу действий, дабы представить Исламскую Республику в качестве разумной региональной державы. В ходе президентской кампании Пезешкиана и в его заявлениях после выборов постоянно подчеркивалось, что снятие экономических санкций США является главным приоритетом для государства, столкнувшегося с серьезным экономическим кризисом и угрозой войны с Израилем.
Является ли Пезешкиан последней надеждой для режима Хаменеи на фоне растущих протестов?
Со своим новым кабинетом Пезешкиан попал в сложный политический лабиринт, далекий от тех легких дней, когда его кандидатуру поддерживали несколько реформистов. Теперь он сталкивается с безразличием старых союзников и улыбками новых врагов.
Главный вопрос: сможет ли Пезешкиан спасти Хаменеи от вероятного падения или хотя бы выиграть время? Хаменеи принял его лишь неохотно, надеясь, что Пезешкиан сможет продлить выживание режима.
Но главный вопрос заключается в следующем: Хватит ли у Пезешкиана и его команды сил, власти и решимости справиться с многочисленными проблемами общества? Могут ли они сделать что-нибудь, чтобы отсрочить ожидаемое восстание? (Ядерная сделка с США, которая основана на отказе от ядерной программы вооружений в обмен на снятие санкций, может обеспечить приток нефтедолларов в Иран и поправить его экономическое положение, которое становится все более тяжелым — прим.)
В последнее время протесты различных слоев общества усилились и приобрели массовый характер. В августе 2024 года в Иране прошли широкомасштабные акции протеста в различных отраслях и регионах. Фермеры в Исфахане протестовали против нехватки воды, рабочие завода Wagon Pars в Араке и сотрудники нефтегазовой компании Pars в Ассалуйе также вышли на демонстрацию. К протестам присоединились водители грузовиков в Голпайегане, уволенные рабочие титанового рудника в Канудже и обманутые инвесторы в Тегеране. Кроме того, в Сугане прошли акции протеста в связи с уничтожением лесов в Кермане, а также пенсионеры службы социального обеспечения в Шуше и Керманшахе публично выразили свое недовольство.