Пентагон предлагает сирийским курдам сотрудничать с Асадом

Это предложение, которое глава Сирийских демократических сил (СДС) назвал «гнилым планом», поступило в рамках нового пересмотра политики Госдепартамента США в отношении Сирии.

Пентагон выдвинул план, согласно которому союзники США в кампании против Исламского государства* (ИГИЛ), сирийские курды, будут сотрудничать с сирийским режимом Асада. План является частью нового пересмотра политики Соединенных Штатов в Сирии. Данный пересмотр в настоящее время проводится в Госдепартаменте и Турция, ключевой союзник США по НАТО, будет привлечена для участия в нем, по словам хорошо осведомленных источников, которые говорили с Al-Monitor при условии, что их имена не будут названы.

Контуры предлагаемой стратегии были рассмотрены на совещании, созванном Советом национальной безопасности (СНБ) Белого дома по просьбе Министерства обороны для Межведомственного комитета по политике (МПК) с участием представителей Госдепартамента, ЦРУ и других заинтересованных сторон. Совещание состоялось 18 января.

Источники не стали подробно останавливаться на сути предложения Пентагона, отметив лишь, что его целью является «защита» возглавляемых курдами Сил демократической Сирии (СДС) в борьбе с ИГИЛ в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Источники отказались комментировать «слона в комнате», т.е. вопрос о том, предвещают ли эти встречи окончательный вывод примерно 900 американских спецназовцев, развернутых в настоящее время на северо-востоке Сирии, о чем администрация Байдена неоднократно заявляла как публично, так и в частных беседах с руководством СДС, когда Госдепартамент проводил новый обзор своей политики в Сирии. По мнению аналитиков, на фоне эскалации напряженности между силами, поддерживаемыми Ираном, и Соединенными Штатами после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября все больше признаков того, что вывод американских войск из Сирии и Ирака может стать неотвратимым.

Главнокомандующий СДС Мазлум Кобане заявил Al-Monitor в конце воскресенья, что ему ничего не известно о схеме Пентагона. «Я впервые слышу об этом. Это совершенно нежизнеспособно, учитывая состояние наших отношений с режимом Асада, который отказывается рассматривать любой значимый диалог с нами о демократическом будущем для всей страны, включая курдов, и учитывая состояние Сирийской арабской армии (официальная армия режима Башара Асада — прим.), которая не способна защитить свои территории от ДАЕШ* (ИГИЛ), не говоря уже о наших», — сказал Кобане.

Гнилой план

«В настоящее время ИГИЛ контролирует большую часть региона Дейр эз-Зора к западу от реки Евфрат со стороны режима и сохраняет свое присутствие вдоль [главной] дороги на Дамаск, — добавил Кобане. — Я ошеломлен и не могу понять, что стоит за этим гнилым планом США».

Чарльз Листер, директор программ по Сирии и противодействию терроризму и экстремизму в Институте Ближнего Востока, отметил, что за первые 10 дней января треть атак ИГИЛ по всему миру произошла в Сирии. «Это самое большое из имеющихся у нас доказательств того, что ИГИЛ, к сожалению, методично восстанавливает свой потенциал в Сирии, причем в основном это происходит на территории, контролируемой режимом Асада. Режим будет совершенно неспособен справиться с ИГИЛ, если, вдруг окажется, что он отвечает еще за 20-30% территории страны, — сказал Листер в интервью Al-Monitor. — То, что предлагают США, это подарок ИГИЛ на блюдечке с голубой каемочкой».

Листер добавил, что многие чиновники из Госдепартамента, Министерства обороны, USAID и ЦРУ обращались к нему по поводу возможного вывода войск из Сирии, «исходя из того, что это неизбежно».

Они сказали: «Пожалуйста, начинайте бить тревогу, потому что это происходит, и это не продумано должным образом», — отметил Листер. Он также добавил: «В сообществе по борьбе с терроризмом есть понимание того, что результаты будут катастрофическими для планов борьбы с ИГИЛ».

Решение не было пока что принято, а поскольку до президентских выборов в США остались считанные месяцы, вероятность вывода американских войск из Сирии в настоящий момент невелика, если вообще он возможен.

Тем не менее, по итогам заседания в четверг СНБ решил, что этот вопрос будет обсуждаться на другом заседании МПК, на этот раз на уровне директора офиса и заместителя помощника секретаря. «Если будет рекомендовано серьезное изменение политики, МПК может прийти к выводу, что этот вопрос необходимо рассмотреть на уровне заместителя секретаря, — сказал один из источников. — Принятие любого решения, скорее всего, займет месяцы, если не годы». Но если Дональд Трамп получит президентскую номинацию и будет переизбран, все ставки будут сделаны, добавил источник.

Дебаты о целесообразности сохранения американских войск в Ираке и Сирии разворачиваются на фоне продолжающегося противостояния между американскими войсками и поддерживаемыми Ираном ополченцами в Леванте и недавно в Красном море, где шиитские ополчения хуситов атакуют коммерческие и американские военно-морские суда, якобы защищая палестинцев в Газе.

Тем не менее, большинство наступательных действий против США, о которых заявляют ополченцы, связанные с Корпусом стражей исламской революции Ирана, происходят в Ираке и Сирии в попытке заставить американские войска уйти из этих стран.

С каждым ответным ударом США по проиранским формированиям премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа аль-Судани сталкивается с растущим внутренним давлением, требующим выгнать американцев из этой страны.

Однако, за вывод войск США из Ирака почти обязательно последует вывод войск из Сирии. Дальнейшее присутствие американских спецназовцев в Сирии зависит от их присутствия в Ираке, поскольку они представлены как часть усилий по борьбе с ИГИЛ. Кроме того, в отличие от русских и иранцев, войска США находятся в Сирии не по приглашению режима. Более того, большая часть их техники и других поставок идет через Ирак.

Представитель Пентагона Сабрина Сингх заявила в понедельник, что с 17 октября было совершено 151 нападение на примерно 2400 американских военнослужащих в Ираке и Сирии. Большинство атак было совершено проиранскими силами с помощью низкотехнологичных ракет и беспилотников, большая часть которых была перехвачена.

Однако в конце прошлой субботы боевики атаковали американскую авиабазу на западе Ирака, выпустив несколько баллистических и ракетных снарядов. Две баллистические ракеты прошли сквозь американские системы ПВО Patriot. По меньшей мере один иракский военнослужащий был ранен, а несколько американских военнослужащих «проходят обследование в связи с травматическими повреждениями мозга», говорится в заявлении Центрального командования США. «Это была очень серьезная атака с использованием баллистических ракет, представлявших реальную угрозу», — заявил заместитель советника Белого дома по национальной безопасности Джон Файнер в воскресенье в интервью телеканалу ABC.

«Мы собираемся принять ответные меры... чтобы обеспечить сдерживание в подобных ситуациях и привлечь к ответственности эти группировки, которые продолжают нападать на нас», — добавил Файнер. По словам аналитиков, продолжающиеся ответные удары США по боевикам, судя по всему, не возымели должного эффекта, поэтому неясно, как Соединенные Штаты намерены обеспечить их надежное сдерживание. По их словам, это лишь вопрос времени, когда американские военные начнут гибнуть в Ираке и Сирии, а с распадом самопровозглашенного халифата ИГИЛ (запрещен в РФ — прим.) в 2019 году — американские войска находятся в этих странах без какой-либо четкой стратегической цели.

По словам Листера, в Министерстве обороны США существует сильное недовольство тем, как ведутся дела в Сирии и Ираке, и один «очень высокопоставленный» чиновник Минобороны недавно сказал ему: «Какого черта мы здесь делаем? У нас нет стратегической миссии по борьбе с ИГИЛ. Нам просто сказали продолжать бездельничать, и у нас связаны руки за спиной, когда речь идет о защите от иранских ополченцев». Когда войска недовольны, оправдать их развертывание становится еще сложнее.

Временная, тактическая, транзакционная политика

Сама по себе идея заставить прокурдские СДС работать вместе с сирийским правительством вряд ли нова. С самого начала в 2014 году, когда администрация Обамы впервые наладила партнерство с сирийскими курдами в борьбе с ИГИЛ, американская сторона постоянно повторяла мантру о том, что это «временное, тактическое и транзакционное сотрудничество». Это подчеркивалось, в частности, для того, чтобы успокоить Турцию, ключевого союзника по НАТО. Анкара была возмущена решением Пентагона вооружить и обучить группу, лидеры которой вышли из другой вооруженной курдской группировки — Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей войну против турецкого государства.

По словам источника в администрации США, весной 2023 года Пентагон провел учения, чтобы спрогнозировать, как будет выглядеть уход США из Сирии. ЦЕНТКОМ не ответил на просьбу Al-Monitor о комментарии.

«Мы всегда говорили СДС, что, поскольку у нас нет ответа на вопрос о том, как обеспечить управление северо-восточной Сирией помимо резолюции ООН 2254 [призывающей к инклюзивному политическому процессу для урегулирования конфликта], они могут свободно вести переговоры как с Асадом, так и с русскими», — сказал Джеймс Джеффри, ветеран американской политики, бывший посол США в Ираке и Турции, которого Дональд Трамп назначил в 2018 году посланником по Сирии. «Единственной нашей оговоркой было то, что мы не будем сотрудничать с Асадом и, если они пригласят его армию, нам придется уйти», — добавил Джеффри в интервью Al-Monitor.

У чиновников Белого дома, занимавшихся Сирией при Обаме, был другой подход. Их идея заключалась в создании СДС (альянса курдских ополченцев из Отрядов народной самообороны или ОНС, и арабских племенных ополчений, лояльных курдам — прим.) и их гражданского крыла, чтобы стать достаточно сильными и затем заключить хорошую сделку с Дамаском под гарантии России к тому времени, когда США сочтут, что американским войскам пора уходить из Сирии. Этого не произошло.

Отказ Вашингтона бросить СДС даже после того, как ИГИЛ была вытеснена с последнего участка сирийской территории в 2019 году, привел турецко-американские отношения в еще большую яму, поскольку турецкая армия и ее союзники из числа суннитских повстанцев начали усиливать атаки на курдов из СДС.

Ситуация изменилась, хотя и ненадолго, при бывшем президенте Дональде Трампе, когда в конце того же года он в телефонном разговоре с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом согласился вывести американские войска с северо-востока Сирии и позволить турецким войскам занять большие куски удерживаемой СДС территории, которая условно находилась под защитой США. Джеффри рассказал Al-Monitor, что Анкара просила предоставить ей контроль над лагерями и тюрьмами, где содержатся пленники ИГИЛ и их семьи, в том числе 10 000 иностранных боевиков, большинство из которых перешли в Сирию из Турции, пока правительство Эрдогана смотрело на это сквозь пальцы.

По словам Джеффри, у Трампа «действительно была идея отдать эти лагеря под контроль Турции, как в свое время предлагал Эрдоган». «Но это была плохая идея, и никто не стал ее реализовывать». Мало того, обратная реакция со стороны Конгресса была такой, что Трамп был вынужден отменить свое решение о выводе американских войск. В прошлом году Палата представителей проголосовала 103-321 против вывода американских войск из Сирии, отклонив резолюцию о военных силах, внесенную представителем Флориды Мэттом Гетцем.

СДС уже испытывают большие трудности с удержанием под контролем заключенных ИГИЛ. Потребовалось вмешательство американского спецназа, чтобы подавить массовый побег из тюрьмы в Аль-Синаа в 2022 году, в результате которого погибли сотни человек. В Кобане заявили, что нападавшие, пытавшиеся освободить своих собратьев по джихаду, прибыли из оккупированных Турцией зон. Не факт, что режиму Асада удастся отразить подобное нападение.

Никаких удовольствий для Турции

Конфликт в Украине нарушил равновесие в Сирии, и Кремль стремится сохранить свой важнейший экономический спасательный круг — Турцию. Вашингтон так же стремится не провоцировать Анкару, уговаривая Эрдогана одобрить заявку Швеции на вступление в НАТО. Парламент Турции после долгих месяцев промедления сделал это.

Командир СДС Кобане считает, что, хотя резкий рост числа нападений шиитских ополченцев, поддерживаемых Ираном, на американские войска после 7 октября усилил дискуссию о возможном выводе войск США из Сирии и Ирака, реальной движущей силой [пересмотра планов США по Сирии] является Турция.

С начала конфликта на Украине 22 февраля 2024 года взаимодействие США с сирийскими курдами заметно ослабело: нескольким высокопоставленным чиновникам, связанным с СДС, были выданы визы для поездки в Вашингтон, но затем они были аннулированы.

Однако Кобане утверждает, что «настоящим подарком» Анкаре является молчаливая реакция Вашингтона на последовательные волны турецких атак на гражданскую инфраструктуру курдской Автономной администрации, которые парализовали северо-восток Сирии, ознаменовав новый этап в усилиях Турции по уничтожению возглавляемого курдами образования.

«Молчание нашего американского партнера в то время, как разрушаются наши школы, больницы и электростанции, а мирные жители гибнут от ударов турецких беспилотников, к сожалению, приводит нас к единственному выводу: турки действуют с негласного благословения Соединенных Штатов», — добавил он. Кобане предсказал, что ситуация может стать еще хуже, если Трамп, который в прошлом потворствовал Эрдогану, будет переизбран.

Между тем, чиновники Белого дома, похоже, считают, что им все еще удастся убедить Анкару ослабить враждебность по отношению к СДС и что с Турцией в качестве потенциального посредника «можно выработать соглашение, при котором мы будем осуществлять упорядоченный вывод войск, руководить операциями из Эрбиля [в Иракском Курдистане] и все еще сможем действовать в свободной координации с тем, что осталось от СДС, посредством сделки с Дамаском», — сказал Листер. Он добавил: «Это полная фантазия. У этого проекта нет ни единого шанса».

Резкое увеличение числа жертв среди турецких военных за последний месяц в столкновениях с РПК на севере Ирака еще больше осложнило ситуацию. Эрдоган угрожает предпринять новое наземное вторжение против СДС, а нормализация отношений между Анкарой и Дамаском снова находится в состоянии глубокой заморозки.

Кроме того, Демократическая партия Курдистана, возглавляющая региональное правительство Курдистана в Ираке, выступает против партнерства США и СДС.

Джеффри считает, что американские спецназовцы, возможно, форсируют дискуссию не меньше, если не больше, чем СНБ. «Я не могу передать словами, насколько элита спецназа привержена борьбе с ИГИЛ, и в частности, вместе с СДС, и на то есть веские причины. СДС — наилучший союзник, которого они когда-либо имели в любой борьбе».

Он добавил: «Но то, что происходит сейчас на Ближнем Востоке, не играет большой роли для [сил] американского спецназа «Дельта» по сравнению с последними 20 годами. Возможно, они тоже настаивают на этом, потому что эти парни были воспитаны и рисковали жизнью, убивая суннитских террористов-джихадистов. Они не считают Турцию союзником, а Иран — угрозой».

«В этих [дебатах] недооценивается опасность Ирана в регионе и переоценивается опасность ИГИЛ и готовность турок работать с Асадом. Это плохая идея, и она никуда не приведет», — заключил Джеффри.

* - террористическая организация, запрещена в РФ