Палестинские выборы: что происходит?
Подготовка к выборам потрясла палестинскую сцену и высветила сильную дихотомию между различными группами.
Подготовка к выборам потрясла палестинскую сцену и высветила сильную дихотомию между различными группами.
Всеобщие выборы в палестинское законодательное собрание, которые должны состояться 22 мая, всколыхнули внутренние палестинские воды. В то время как различные опросы предсказывают, что движение ФАТХ получает немного больше голосов, чем любая другая партия, после 15 лет без всеобщих выборов и при наличии 1 миллиона новых избирателей ни одному опросу нельзя по-настоящему доверять и никто не знает, что окажется в избирательных урнах.
Хотя многие, включая лидеров региональных стран и международное сообщество, обеспокоены возможностью повторения сценария выборов 2006 года, важно отметить, что закон о выборах в Палестине был изменен президентским указом в сентябре 2007 года с объединенного национального и регионального голосования на единое национальное голосование, основанное на пропорциональной системе. Если бы нынешний закон существовал в 2006 году, ХАМАС не смог бы монополизировать власть, что привело к расколу между Газой и Западным берегом реки Иордан.
После многих лет тупика нынешние выборы являются результатом политического прорыва, за который выступают два бывших сокамерника – Джибриль Раджуб, который сейчас является секретарем движения ФАТХ, и Салех Арури, заместитель главы политического бюро ХАМАСа.
Прорыв был выражен в обмене посланиями между ФАТХОМ и ХАМАСОМ, в котором последний принял настойчивое требование палестинского лидера Махмуда Аббаса провести выборы последовательно, а не одновременно. Причина, по которой ХАМАС согласился на настойчивые предложения президента Аббаса, заключалась в их собственном внутреннем решении не бороться за пост президента. Они пришли к такому выводу, понимая, что ни региональные, ни международные державы не потерпят этого. В таких условиях мало что изменится от того, что парламентские и президентские выборы проходят одновременно или в разное время.
Решение ХАМАСА было также поддержано четкой приверженностью ФАТХА и всех других группировок ООП необходимости национального единства, особенно в то время, когда вся палестинская освободительная борьба стоит перед экзистенциальным вопросом. ФАТХ и ХАМАС изначально договорились иметь совместный список на предстоящих выборах, причем ФАТХ имел небольшое преимущество, включая обещание, что главный кандидат Фатха будет поддержан на пост спикера Палестинского законодательного совета (ПЗС). Важность этого вопроса обусловлена тем, что палестинский основной закон гласит, что в случае смерти или неспособности президента Палестинской национальной администрации продолжать свою деятельность спикер становится президентом в течение 60 дней до проведения новых выборов.
Соглашения Раджуба/Арури стали главным стимулом, вызвавшим прорыв в виде президентских указов, которые проложили путь к выборам в законодательные органы 22 мая, президентским выборам 30 июля и выборам Палестинского национального совета 31 августа.
Хотя выборы должны состояться в соответствии с планом, совместный список не очень хорошо зарекомендовал себя, особенно среди низовых представителей двух основных фракций. В самом деле, в ФАТХ объединенный список подвергся резкой критике со стороны члена Центрального комитета ФАТХ Насера аль-Кудвы, который назвал его «оппортунистическим» и «корыстным».
Совместный список был также резко отвергнут израильтянами. Это было выражено во время шумной встречи, проведенной главой израильской разведки Надавом Аргаманом в президентских апартаментах. В отчетах о встрече говорится, что Аббас вежливо отверг вмешательство, сказав своему гостю из израильской разведки: «Выпейте кофе и уходите».
Объединенному списку также нанес тяжелый удар опрос общественного мнения, проведенный в начале марта Палестинским центром политических и социологических исследований Халила Шикаки, который показал, что объединенный список не набирает более 44% голосов, в то время как если бы они баллотировались отдельно, то и ФАТХ, и ХАМАС получили бы в общей сложности более 70%.
Видя, что совместный список испаряется, стороны теперь сосредоточили усилия на поствыборных коалициях и форме нового палестинского правительства.
У ХАМАСА было три варианта выбора при принятии решения о том, кого выдвинуть на выборы в Палестинский законодательный Совет: своих высших руководителей, независимых лиц, близких к ХАМАСу, или согласованный совместный список. После того как совместный список исчез, ХАМАС, по-видимому, решил выдвинуть своих высших лидеров, сохраняя при этом идею выдвижения отдельных лиц в новое палестинское правительство от независимых кандидатов, которые близки к ним, но не являются членами организации. ХАМАС понимает, что его высшие руководители просто не могут быть частью палестинского правительства, пока условия не изменятся.
В отличие от ХАМАС, движение ФАТХ не планирует выдвигать своих высших лидеров. Аббас заявил, что ни один из членов центрального комитета, революционного совета или нынешних послов не будет выдвинут.
Аббас также заявил, что хочет, чтобы в списке ФАТХ было больше женщин и молодых лидеров. Источники ФАТХ, который чувствует уверенность в том, что они гарантировали себе спикерство ПЗС и президентство, сообщили «Аль-Монитору», что их кандидаты будут популярными палестинцами и не обязательно членами высшего руководства ФАТХ.
Выдвигая профессионалов и популярных людей, они надеются сохранить свое движение таким, каким оно всегда хотело быть, пока не будет создано подлинно суверенное государство – движением за освобождение Палестины, а не политической партией.
36 избирательных списков будут участвовать в предстоящем палестинском голосовании
Палестинская центральная избирательная комиссия объявила о подаче 36 новых списков – что происходит теперь?
Заключенный в тюрьму палестинский лидер Марван Баргути одобрил список претендентов, выступающих против движения ФАТХ президента Махмуда Аббаса на парламентских выборах в следующем месяце, как заявил глава списка диссидентов 1 апреля.
В конце периода выдвижения кандидатур в Палестинский законодательный совет (ПЗС) 22 мая, в полночь 31 марта, было официально представлено в общей сложности 36 различных списков. Центральная избирательная комиссия рассмотрит списки к 6 апреля. Списки должны соответствовать набору правил, включая необходимость того, чтобы государственные служащие заранее подали в отставку, и ни одно лицо, обвиняемое в уголовном преступлении, не могло баллотироваться на должность.
В последний день подачи заявок наблюдалась драма, поскольку ряд списков ждал до последней минуты, чтобы представить изменения в именах и ранжировании.
Самой большой драмой, которая, по мнению многих, изменит правила игры, стало решение популярного заключенного – лидера ФАТХ Марвана Баргути отказаться от официального списка своего собственного движения и объединить усилия с недавно уволенным бывшим министром иностранных дел Насером аль-Кудвой. Список, называющий себя Свободой, по-прежнему возглавляет Кудва, но № 2 в списке – адвокат Фадва Баргути, жена заключенного лидера. 3-й в списке – еще один популярный активист ФАТХ, Абдель Фатх Хамиэль, который был лидером первой интифады.
Официальный список ФАТХ также преподнес сюрпризы.
Джибриль Раджуб, секретарь ФАТХА и архитектор выборов, значится под номером 4. Заместитель главы ФАТХ Махмуд Аллул – под номером 1, за ним следует Суад Заллум, жена палестинского мученика из Хеврона; затем Ахмад Хиллес, лидер ФАТХ в секторе Газа; а затем Раджуб. Группа известного бизнесмена Муниба аль-Масри, который являлся активным сторонником примирения ФАТХ и ХАМАС, также была включена в список ФАТХ. Раджуб был повышен президентом Махмудом Аббасом до генерал-лейтенанта, прежде чем уйти в отставку с должности министра безопасности, что является обязательным требованием для всех, кто баллотируется в парламент.
ХАМАС, который говорил о совместном списке с ФАТХ, не достиг своей цели во многом из-за сильной оппозиции своих собственных низов, а также низов ФАТХ. ХАМАС представил в основном идеологический список своих высших руководителей во главе с Халилем аль-Хайе.
Про-Дахланский список (Будущее) возглавляет бывший лидер ФАТХ Сектора Газа Самир Машарави, а иерусалимский интеллектуал и бывший президент Университета Аль-Кудс Сари Нуссейбе – № 2 в нем.
Женщина возглавила объединенный список двух левых фракций. Фадва Хадер, давний левый активист из Иерусалима, возглавит список, объединяющий Палестинскую народную партию и Партию Палестинского демократического союза (ПДС). Попытки добиться более широкого единства всех левых фракций провалились.
Два первых человека в списке Народного фронта освобождения Палестины находятся в тюрьме. Ахмад Саадат, отбывающий пожизненное заключение, занимает 1-е место, а Халида Джаррар, бывший палестинский парламентарий, находящийся под административным арестом, – 2-е место в списке «Пульс народа».
Бывший премьер-министр Палестины Салам Файяд также представил список.
Остальные списки составлены из общин или племенных группировок, которые в прошлом не были известны какой-либо политической деятельностью или имеют свою собственную политическую программу.
После раскола ФАТХ все еще сохраняет оптимизм. Раджуб, который представил список ФАТХ, сказал, что он уверен, что ФАТХ победит и что выборы приведут к национальному единству. Выступая перед арабскими новостями, Раджуб сказал, что он уверен, что парламентские выборы 22 мая и президентские выборы 31 июля «излечат раскол между ФАТХОМ и ХАМАСОМ».
Раджуб объяснил стратегию ФАТХ: «Успешный список должен учитывать географию и профиль борьбы тех, кто баллотируется на пост президента, в то же время важно, чтобы кандидаты охватывали все палестинские общины. Люди не будут спрашивать, что вы хотите делать в будущем, но они хотят знать, какие жертвы вы принесли в прошлом».
Источник «Аль-Монитор» в палестинском руководстве признал, что поддержка Баргути списка Насера аль-Кудвы и список Дахлана сократят число избирателей ФАТХ. Источник предсказал, что центральный список ФАТХ получит 40-50 мест, а ХАМАС не получит более 30 мест из 132 членов совета.
Недавние опросы, проведенные Палестинским центром политических и социологических исследований (PSR), предсказывают, что ФАТХ добьется большего успеха, чем ХАМАС, но опрос в начале марта был проведен еще до появления списка Свободы, который поддерживает популярный Баргути. Директор центра Халил Шикаки по-прежнему считает, что Баргути одержит прямую победу над любым существующим кандидатом на предстоящих президентских выборах.
Хотя крайне маловероятно, что выборы в законодательные органы будут отменены или отложены, вполне возможно, что в зависимости от результатов выборов в законодательные органы и в случае отсутствия согласия внутри ФАТХ по единому кандидату президентские выборы могут быть отложены.