Турецкая валюта несет потери уже четвертый день, так как растущие политические ссоры с союзниками по НАТО усилили последствия неожиданного решения Центрального банка сохранить процентные ставки стабильными на прошлой неделе.
В 18.00 по стамбульскому времени во вторник турецкая лира торговалась на рекордных минимумах около 8,20 за доллар США и 9,70 за евро, продолжая самый длинный раут с 1999 года.
Турецкие рынки падают с четверга, когда комитет по политике Центрального банка Турции объявил, что ключевая процентная ставка останется неизменной, удивив инвесторов, которые ожидали дальнейшего ужесточения кредитно-денежной политики после повышения ставки в начале этого месяца.
Потери продолжились во вторник, когда обострилась политическая ссора между президентом Франции Эммануэлем Макроном и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Последний призвал граждан бойкотировать французские продукты после высказываний французского лидера об исламе. Эрдоган также подал во вторник иск против антиисламского голландского законодателя Герта Вилдерса за серию твитов, высмеивающих турецкого лидера, в том числе описывающих его как террориста.
Проблемы рынка растут по мере того, как Анкара сталкивается с политической напряженностью на нескольких фронтах.
Турецкое исследовательское судно проводит энергетические изыскания в спорных водах восточной части Средиземного моря, что побудило Афины призвать к введению санкций ЕС в отношении Турции.
Турция также сталкивается с угрозой санкций США за испытания своих систем противоракетной обороны С-400, ранее купленных у России. Выступая перед законодателями из правящей Партии справедливости и развития в Малатье в воскресенье, Эрдоган осмелился сказать то, что может побудить Вашингтон выполнить угрозы ввести санкции: «США не знают, с кем они имеют дело. Вводите уже санкции, какими бы они ни были».
Аналитики полагают, что надвигающиеся санкции скорее всего окажут давление на турецкую лиру, хотя продолжающиеся сбои, вызванные пандемией COVID-19, также замедлили экономику во всем мире. Тем не менее отсутствие действий турецкого Центрального банка по сдерживанию снижения курса лиры остается основной причиной продолжающегося спада, как указал Вольф Пикколи, сопредседатель и аналитик по политическим рискам Teneo Intelligence.
«Играют несколько факторов, - сказал Пикколи в интервью «Аль-Монитор». - Центральный банк явно политически ограничен, и политика сама по себе не помогает, потому что Эрдоган занял агрессивную позицию по отношению к европейским и американским союзникам».
«Кроме того, все знают, что к настоящему времени возможности Турции поддержать лиру крайне ограничены», - добавил Пикколи, имея в виду сокращающиеся резервы, потраченные на поддержку лиры в течение всего года.
С января турецкая валюта обесценилась более чем на 26%. За тот же период иностранные инвесторы продали турецких акций и облигаций на 13,3 миллиарда долларов, что является максимальным показателем с 2005 года, как сообщает Bloomberg. Текущие потери могут быть остановлены только значительным повышением реальных процентных ставок, сказал Пикколи.
В своем твиттере в понедельник министр финансов Турции Берат Албайрак заявил, что октябрьские экономические данные показали, что экономика страны находится на пути к росту, ссылаясь на рост индексов доверия в секторах услуг и розничной торговли.
Министр промышленности и технологий Турции Мустафа Варанк также подчеркнул, что имеются данные, свидетельствующие о начавшемся экономическом восстановлении, сообщив в понедельник представителям бизнеса в Денизли, что новые инвестиции в обрабатывающую промышленность увеличились на 30% в годовом исчислении.
Тем не менее доходы от туризма остаются незначительными по сравнению с предыдущими годами из-за пандемии, и туристический сектор также пострадал от неудач, когда флагманский перевозчик страны, Turkish Airlines, объявил в понедельник, что отправит иностранных пилотов в неоплачиваемый отпуск на шесть месяцев.
Эрай Юсель, член экономического факультета Анкарского университета Билкент, сказал, что турецкая экономика остается нестабильной с 2016 года, когда сочетание террористических атак, попытки государственного переворота и последующей нестабильности потрясло рынки.
Он сказал, что турецкие политики с тех пор не смогли совершить «мягкую посадку» на фоне экономических потрясений, и граждане стали терпеливыми, поскольку турецкая лира обесценилась за эти годы.
«Я думаю, что рынки оценивают общую позицию не только Центрального банка, но и правительства, и политических властей», – сказал Юсель в интервью «Аль-Монитору».
Юсель заявил также, что политики не восстановили доверие среди иностранных инвесторов, которые поставили под сомнение среднесрочные экономические программы правительства и бюджетные предложения, и что рост внутреннего долга в конечном итоге может создать дополнительные проблемы.
«Я вижу чувство потерянности, потому что,ничто не управляет экономикой сейчас», – сказал Юсель. – Тем временем с балансом бюджета ситуация тревожная. Тенденция политических властей к тратам, вливанию денег в экономику не прекращается, поэтому могут возникнуть и другие проблемы, такие как кризис финансового баланса».