Обретение идентичности через искусство
Текст курдского национального лидера Абдуллы Оджалана.
Текст курдского национального лидера Абдуллы Оджалана.
Иметь идентичность означает знать самого себя и придерживаться основных ценностей, которые основываются на идеологии, политике, революции и обществе. Для постижения их истины существует искусство, которое является способом найти свою идентичность, познать реальность.
Разумеется, человек, у которого не развито воображение, не может продвинуться в этом ремесле. Подобно пастуху, который воспринимает жизнь в очень узких рамках, и чья работа состоит в том, чтобы пасти коз, он не может быть ремесленником. Или строитель, работающий день и ночь в поте лица, не имеет сил испытывать многогранные чувства. Искусство не может быть там, где есть лишь техническое производство. Давайте подумаем о себе как о части народа. Народ, который всю энергию тратит на выживание, может ли иметь сильное художественное наследие и может ли пойти на революционное действие, политический акт?
Курдское наследие кроется в фольклоре
Для народа главное добыть кусок хлеба. Это важно для выживания. Что ни говори, а искусство надо сохранить даже в такой сложной ситуации. Надо найти художественный язык даже в этой непростой жизни. Пусть народ расскажет о тяжелой жизни, пусть нарисует картину этой жизни. Без искусства общество не может избавиться от тяжести жизни. Искусство является здесь актом избавления от жутких жизненных условий. Искусство должно быть вздохом полной грудью. Мы прекрасно знаем, что в нашей реальности отсталый социально-экономический уровень сопровождается очень отсталым уровнем искусства. Разрушение со стороны колонизаторов настолько обширно, что оно сузило кругозор и воображение. Наш голос очень слаб. Курдское наследие живет в некоторых народных песнях. Оно живет в поговорках и фольклоре. Все остальное было разрушено.
Уровень искусства определяет уровень общества
Уровень искусства является также выражением уровня социума. Существовать без искусства можно, но это не жизнь. Можно сказать, что в Европе дела идут хорошо в экономике, поэтому там есть раздолье для искусства. Но это не значит, что курдский народ не может жить своим национальным искусством. Важно то, является ли искусство выражением своего собственного исторического и культурного наследия, связано ли искусство с идентичностью курдского народа или нет? Если да, то можно утверждать, что народ жив.
Иметь идентичность означает знать, как придерживаться основных ценностей и истины. Эти ценности основываются на идеологии, политике, революции и обществе. Для постижения их истины существует искусство, которое является способом найти свою идентичность, познать реальность.
В противном случае это демагогия, а не искусство. Это творчество, это развлечение. Искусство имеет свойство оживлять и одухотворять общество, особенно жизнь отдельного человека. Без духовности жить нельзя. Если определить функцию искусства в идеологическом отношении, можно сказать, что, чем больше человек отдает себя искусству, тем больше он продлевает свою жизнь. Чем больше художник, ученый, священнослужитель посвящают себя своему делу, тем более они успешны.
Политика, даже наука, имеет отношение к искусству. Искусство непосредственно относится и к ним. Чем больше человек отдает себя этому, тем эффективнее и успешнее он будет. Искусство означает дух. Если вы лишаете общество искусства, это означает, что вы лишаете общество духа и идентичности. Остаются лишь руины от такого общества. На чем сейчас нам нужно больше сосредоточиться, так это на искусстве и его развитии, литературе, которую мы пытаемся возродить. Даже армия — это искусство. Несомненно, связь искусства с наукой достаточно сильна, в том числе и связь с политикой. Известно, что колониализм произвел уничтожение литературы. Колониализм очень силен в области литературы. Ценности эксплуатируются и в литературной сфере. Всевозможные сферы, которые можно использовать против курдов, колонизатор использует в качестве оружия. Мы должны использовать литературу как материал при формировании идентичности. Это также относится и к музыке.
Революционная литература против колониализма
Абсолютно все, что является краеугольным камнем колонизаторов в сфере литературы — это курдские романы и поэзия. На самом деле курдский дух — это дух революционный, склонный к революции. Если сформируется литература революции, она станет великой силой против колониализма. Чтобы предотвратить это, колониализм разрушает курдские ценности — общественные связи, которые нуждаются в революции. За это колонизатор кого-то поощряет, кого-то сажает в тюрьмы, кого-то подкупает, предоставляя какие-то возможности, и в итоге порабощает, вызывая презрение к курдскому наследию. Это делает путь к возрождению еще труднее.
Огромная масса колонизационной литературы сделана для борьбы против собственных народных ценностей, и эффект у этой литературы как у колониальной армии. Почти все народные песни основаны на курдском искусстве. Но прямо сейчас против курдского наследия ведется полноценная атака. Ситуация становится более понятной, если мы рассмотрим основных народных исполнителей. Это также имеет место в США. Во многих странах колонизаторы составляют меньшинство среди эксплуатируемых. Те, кто ассимилирован, превращаются в оружие, используемое против угнетенных.
Это очень видно и в реалиях Курдистана. Враг воюет не только посредством своих вооруженных сил, армии, полиции и жандармерии, но ещё и атакует Курдистан колониальным искусством.