Новый политический кризис в Израиле
Что означает для Нетаньяху решение Верховного суда Израиля о призыве ультраортодоксальных мужчин?
Что означает для Нетаньяху решение Верховного суда Израиля о призыве ультраортодоксальных мужчин?
Верховный суд Израиля постановил, что нет никаких оснований для того, чтобы государство предоставляло молодым ультраортодоксам освобождение от службы в армии.
Во вторник Верховный суд Израиля постановил, что правительство должно призвать ультраортодоксальных мужчин на военную службу, и предписал государству заморозить выделение средств всем раввинским учреждениям, которые не выполняют это требование, начиная с 1 апреля.
Лидеры ультраортодоксов в последние несколько недель предупреждали, что если правительство не найдет решение, позволяющее сохранить освобождение общины от призыва в армию, они выйдут из коалиции и заставят премьер-министра Биньямина Нетаньяху провести новые выборы.
Единогласное решение
Коллегия из девяти судей вынесла единогласное решение по этому вопросу, раскритиковав правительство за его поведение с 30 июня 2023 года, когда истек срок действия правовой нормы, позволяющей освободить молодых ультраортодоксов, обучающихся в ешивах, от призыва в армию.
«В разгар тяжелой войны бремя неравенства (служить или не служить в армии) остро, как никогда, и требует устойчивого решения», — пишут судьи, ссылаясь, в частности, на массовый призыв на службу резервистов из-за войны в Газе и напряженности на севере страны.
«Дискриминация в отношении самого ценного — жизни — является самой сложной дискриминацией. Человек готов отдать свою жизнь, чтобы защитить свою родину. Он не ждет от этого никакой выгоды. Он лишь ожидает, что другие будут вести себя так же, как он», — продолжили судьи.
В постановлении говорится, что если в 1949 году — после создания Израиля — число студентов ешив, не служивших в армии, составляло всего около 400 человек, то с годами это число значительно выросло. В 2023 году число ультраортодоксальных мужчин, годных к службе в армии, составляло 63 000 человек, но лишь несколько тысяч были призваны в армию, причем большинство из них — добровольно.
«В этой ситуации неисполнение положений Закона о безопасности создает серьезную дискриминацию между теми, кто обязан служить, и теми, кто не проходит процедуру призыва», — заявили судьи.
Срок действия закона истек, но новый закон не принят
За несколько дней до истечения срока действия закона об исключениях правительство решило не вводить обязательный призыв ультраортодоксальных мужчин, то есть не отнимать у них привилегию, которой они пользовались с момента создания государства Израиль. Тем не менее, решение правительства противоречило предыдущим судебным постановлениям, согласно которым этот вопрос должен регулироваться законодательством Кнессета, а не решениями правительства.
На протяжении многих лет ультраортодоксальные партии и их партнеры по коалиции выдвигали различные законопроекты, полностью или частично разрешающие исключение из правил. Ультраортодоксальные партии всегда считали освобождение от службы основным вопросом.
Помимо освобождения от воинской службы, существует также вопрос об ассигнованиях, которые получают ультраортодоксы, обучающиеся в ешивах, особенно женатые и имеющие детей, и о финансовой поддержке, которую ультраортодоксальные учебные заведения получают на каждого студента.
Льгота и финансовая поддержка стали основными темами разногласий в израильском обществе в последние годы, многие осуждают несправедливость бремени, как в финансовом плане, так и в плане службы в армии. Это возмущение значительно усилилось после нападения ХАМАСа 7 октября и гибели сотен израильских солдат в ходе войны в Газе.
Ранее в этом году израильские военные предложили в качестве минимальной первоначальной меры призвать в армию 3000 молодых ультраортодоксов в рамках призыва 2024 года. Однако, столкнувшись с возражениями ультраортодоксов, правительство отказалось.
Столкнувшись с неоднократными требованиями суда принять решение, регулирующее этот вопрос, Нетаньяху вынес на голосование в Кнессете предложение, обсуждавшееся предыдущим правительством две недели назад. Однако бывший член военного кабинета Бенни Ганц, возглавлявший в то время правительство, заявил, что это предложение уже не актуально в ситуации, с которой Израиль столкнулся после 7 октября, и что ему требуется гораздо больше солдат.
Предложение было одобрено в первом чтении, но до его полного принятия еще далеко.
Что это значит для Нетаньяху
Нетаньяху имеет большинство в Кнессете (64 из 120), которое зависит от ультраортодоксальных фракций. В его коалицию входят, в частности, партия «Объединенный иудаизм Торы» с семью парламентариями и партия ШАС с 11 депутатами. Если эти партии выйдут из коалиции, Нетаньяху потеряет свое большинство и будет вынужден назначить новые выборы.
Ультраортодоксальные газеты осудили решение суда. Член партии «Объединенный иудаизм Торы» Моше Гафни заявил после вынесения решения: «Еще никогда Верховный суд не принимал решения в пользу студентов ешив и в интересах ультраортодоксальной общественности. Там нет ни одного судьи, который понимал бы ценность изучения Торы и ее вклад в развитие народа Израиля во всех поколениях». Ожидается, что ультраортодоксальные группы проведут массовые демонстрации во вторник вечером и в ближайшие дни против решения суда.
Пока неясно, какой будет законодательная реакция ультраортодоксальных партий.
Израильские военные не готовы призвать в армию тысячи ультраортодоксальных мужчин — шаг, который потребует тщательной подготовки со стороны военных из-за таких вопросов, как питание (специальная кошерная диета) и создание однополых воинских частей. Более вероятно, что для начала будет призвано несколько тысяч человек, чтобы компенсировать 7000 солдат, которые не могут служить из-за ранений, полученных в Газе.
Тем не менее, если армия будет вынуждена прийти за нежелающими служить студентами ешив, ультраортодоксальные партии, скорее всего, выйдут из правительства.
У Нетаньяху не остается иного выбора, кроме как продолжить разработку нового закона об освобождении ультраортодоксов от службы, хотя такой шаг может вызвать массовые протесты израильтян, отвергающих неравенство.