Новые тактические беспилотники Израиля могут стать революционными

Статья израильского политического и военного аналитика Сета Францмана о будущем беспилотников и другого высокоточного оружия, а заодно о той экономике стартапов, которая выдвинула Израиль в число наиболее технически развитых государств планеты.

Впрочем, это развитие не было бы возможным без корпораций типа концерна «Рафаэль» с оборотом 1 млрд долларов и без госзаказов для армии. «Рафаэль» построил высокоточные противотанковые ракеты «Спайк», который используются армиями Азербайджана и Южной Кореи. Эти ракеты широко применялись армией Азербайджана в последней войне наряду с израильскими барражирующими боеприпасами и турецкими беспилотниками «Байрактар». Современный капитализм основан на гибридизации крупных и крохотных предприятий, на сочетании рыночной конкуренции и огромных госзаказов, частного и государственного капитализма. Однако без стартапов, предлагающих инновации, система, по всей вероятности, работать не может.

***

Израиль стал пионером в области беспилотных инноваций с 1980-х годов, когда он эффективно использовал беспилотники для поиска и последующего подавления сирийской ПВО в Ливане. С тех пор израильтяне создали несколько успешных беспилотников дальнего действия и большой высоты, а израильтяне, базирующиеся в Соединенных Штатах, помогли им изобрести MQ-1 Predator. Однако, возможно, следующее поколение беспилотников не будет большими вооруженными аппаратами, развернутыми военно-воздушными силами. Вместо этого это будут созданы небольшие беспилотники, которыми на земле управляют подразделения пехоты и спецназа. Здесь израильская технология, включая стартапы, снова указывает путь.

SpearUAV производит беспилотные летательные аппараты, которые развертываются из канистры или капсулы. Компания стремится изменить способ развертывания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на поле боя. Она создала линейку беспилотных летательных аппаратов под названием Ninox, которые бывают разных размеров – от Ninox 40 до Ninox 103. Spear представила Ninox в начале этого месяца и продемонстрировала фотографии и видео беспилотника, развернутого выстрелом из гранатомета или выстрелами из танков и транспортных средств. Один раз выстреленный из своей капсулы беспилотник может выполнять различные миссии.

Я поехал в Тель-Авив, чтобы посмотреть на беспилотник вблизи. Одна из проблем, стоящих перед подразделениями пехоты и специальных сил, которые хотят использовать беспилотники, заключается в том, что часто им приходилось приобретать коммерческие беспилотники, потому что военные аналоги не были еще доступны или все еще находились в процессе закупок, который занимает много времени. Когда речь заходит о тактических беспилотниках, возникает несколько проблем.

Одна из них – стоимость. Военным нужны небольшие беспилотники, которые могут использовать взводы, но эти типы дронов должны быть прочными или расходуемыми, потому что природа наземных войск, идущих через горы или сражающихся в городах, заключается в том, что их оборудование разрушается.

Во-вторых, тактические малые дроны должны быть просты в использовании. В то время как оператор ВВС - оператор беспилотника MQ-9 Reaper – может обучаться месяцами и работать в командном пункте с кондиционером, солдат в полевых условиях должен пилотировать беспилотник. Это означает использование планшета или какой-то другой простой технологии, которую солдаты уже освоили в гражданской жизни, например, щелкая по экрану. Компания предполагает, что оператор имеет легко складывающийся экран, встроенный в тактический жилет, лежащий там, где солдат в противном случае мог бы носить боеприпасы в подсумках.

SpearUAV попытался решить эти проблемы, поместив свои беспилотники в капсулу. Такой БПЛА может быть запущен в небо, как граната или сигнальная ракета или установлен на танке вместо дымовой канистры. Это также означает, что беспилотник может быть легко упакован в поле, без опасений, что в него может попасть пыль, грязь или вода.

Штаб-квартира компании в Тель-Авиве украшена различными типами дронов Ninox и трубками, в которые они входят. Существуют прототипы и окончательные модели, а также трехмерные принтеры, выполняющие работу, в то время как инженеры работают на компьютерах. На выставке представлены Ninox 40 – 250-граммовый беспилотник, который может летать в течение сорока минут; Ninox 66, предназначенный для использования с танков и других транспортных средств с пятидесятиминутным временем полета, и Ninox 103, предназначенный для больших полезных нагрузок с шестидесятиминутным временем полета.

Гади Купперман, основатель и генеральный директор, говорит, что системы были разработаны как прямой ответ на потребность Вооруженных сил в разведывательных возможностях непосредственно на поле боя: «Это революционная технология, которая произведет революцию на поле боя».

Основанная в 2017 году компания является примером потенциала оборонной промышленности Израиля. Маленький, подвижный и полный бывших военных с опытом в области инженерии, этот стартап иллюстрирует вид инноваций, с которыми Израиль, как правило, хорошо справляется. Это означает создание быстрых решений проблем современного поля боя. Например, Израиль был пионером системы ПВО «Железный купол», а также системы активной защиты танков «Трофи».

Боаз Бен-Хаим, глава отдела развития бизнеса, - бывший пилот, как и Купперман. Они оба пришли из других крупных израильских оборонных компаний, и они говорят, что их два десятка сотрудников имеют схожее происхождение.

Бен-Хаим приводит в качестве примера один из беспилотников рода ninox 40. Материал, из которого сделан дрон, прочен и отличается от того, что используется для коммерческого дрона, который, как правило, чувствует себя уязвимым и хрупким. Весь дрон можно легко сконструировать так, чтобы он напоминал палку, которую можно засунуть в трубку. «Мы создаем новое измерение боя для пехотинца», – говорит Бен-Хаим.

Для обычного пехотинца или бойца спецназа мало что изменилось с точки зрения базового снаряжения, к которому они имели доступ многие годы. Бен-Хаим отмечает, что летальность их оружия тоже не изменилась. Предоставление им дронов, особенно таких дронов, которые могут нести боеприпасы - то, что называется барражирующим боеприпасом, увеличило бы летальность. «Для управления сегодняшним хаотичным полем боя солдату необходимо масштабируемое, доступное оборудование», - говорит Бен-Хаим. Это означает, что стоимость таких беспилотных летательных аппаратов не будет расти. Вместо этого инкапсулированные БПЛА могут даже быть расходным материалом, что означает, что их не нужно будет возвращать на базу и ремонтировать или заряжать их батареи.

Капсулы были разработаны с учетом существующих платформ, поэтому Ninox 66 может поместиться в дымовые гранатометы, которые уже используются основными боевыми танками. Модернизация самого дрона может включать в себя лучшую камеру или связь, а также различные полезные нагрузки. Главное преимущество беспилотника заключается в том, что, поскольку он находится внутри прочной капсулы, его можно перемещать по полю боя вплоть до точки развертывания.

Есть успехи, но и есть препятствия, которые нужно преодолеть, чтобы вывести эти виды инкапсулированных БПЛА на линию фронта. Прежде всего беспилотник находится на конвейере Министерства обороны Израиля и затем будет предоставлен армии. Затем идут вопросы экспорта в дружественные страны за рубеж. Эта система идеально подходит для стран, которые сосредоточены на высоких технологиях для фронтовых подразделений и которые преобразуют свои большие армии в меньшие, но более смертоносные силы, открытые для использования новых технологий. Это может означать такие страны, как Австралия или Соединенные Штаты. Другие страны, такие как Филиппины, также приобретают небольшие беспилотники для подразделений, борющихся с терроризмом. Ninox также можно использовать на пограничных объектах.

В компании отмечают, что концепция использования расходных дронов является новой. Однако Израиль был пионером в создании ряда беспилотных летательных аппаратов, которые являются расходным материалом, обычно в формате так называемого «барражирующего боеприпаса». Например, FireFly «Рафаэля» запускается из баллона и предназначен для удара в цель. Компания «Рафаэль» рассматривает FireFly как часть своего семейства высокоточных управляемых ракет Spike, а не как беспилотник. Тем не менее способность FireFly парить над целью означает, что он функционирует как беспилотник. Как и Ninox, он также разработан, чтобы быть простым и интуитивно понятным в использовании.

UVision также производит линейку барражирующих боеприпасов, а его Hero-20 весит всего 1,8 килограмма. Эти системы не были широко включены в пехотные подразделения, что означает, что большинство военных не подняли пока тактическое использование беспилотников на новый уровень. Бен-Хаим отмечает, что одна из проблем, стоящих перед операторами беспилотных летательных аппаратов и военными, заключается в необходимости быстрого наведения беспилотников на цель. Контрабандист, проникший через пограничный забор, может пробыть в этом районе всего несколько минут, прежде чем уехать. Очень важно иметь возможность быстро развернуть беспилотник, чтобы следить за автомобилем этого контрабандиста. Развертывание беспилотника из трубы от транспортного средства также означает, что он не занимает много места на бронетехнике. Современные транспортные средства уже увешаны множеством радаров, средств связи и других систем вооружения, поэтому добавление дронов на их крышу означает, что они занимают пространство. Помещение дрона в трубу экономит место.

После десятилетий глобальной войны с терроризмом американские военные меняют оборонную стратегию, чтобы противостоять почти равным конкурентам, таким как Россия и Китай. Это означает использование меньшего количества мер по борьбе с повстанцами и необходимость в большем количестве технологий, которые могут действовать против врагов, стремящихся глушить системы вооружения или работающих в условиях отсутствия GPS. На этом перекрестке военной истории появились тактические беспилотники. Они могут быть идеальными для широкого спектра специализаций, от операций спецназа в таких местах, как Нигер, до операций по борьбе с картелями в районах, где существует угроза незаконного оборота наркотиков. В больших количествах они могли быть включены в бронетанковые части и пехотные взводы. Это требует, чтобы военные адаптировались и решили систематически приобретать различные типы беспилотных летательных аппаратов для своих подразделений, подобно тому, как когда-то включали в них легкие пулеметы или минометы.