Шестьдесят девять нобелевских лауреатов осудили критическое положение курдского лидера Абдуллы Оджалана, который с 1999 года находится в заключении на острове Имралы в Турции. В конце июля лауреаты направили письмо в Комитет министров Совета Европы, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) и Комитет ООН по правам человека.
Требование защиты прав
В письме, о котором в основном сообщали курдские СМИ, содержалось требование к турецкому правительству выполнить свои обязательства по защите прав курдского лидера. Последний раз Оджалан общался с внешним миром 25 марта 2021 года, когда состоялся короткий телефонный разговор с одним из его братьев. С того дня о курдском лидере не было никаких известий, что побудило освободительное движение Курдистана, состоящее из сотен организаций, в том числе РПК, провести демонстрации, акции и мероприятия, цель которых – узнать информацию об Оджалане. Наряду с курдским лидером на Имралы содержатся еще три политических заключенных.
Обеспокоенность условиями содержания в тюрьме
В письме лауреаты выразили «постоянную и растущую обеспокоенность условиями», в которых находится курдский лидер, несмотря на попытки его родственников и адвокатов связаться с ним. Они подчеркнули, что «десятилетия тюремного заключения Оджалана и различные нарушения его прав турецким правительством во время заключения не являются новостью».
В тексте также отмечается, что, хотя законные представители Оджалана «наконец-то смогли встретиться с ним пять раз в 2019 году, вероятно, благодаря голодным забастовкам, проведенным в Северном Курдистане (Турция) и международному давлению, это были первые подобные встречи с 2011 года». С тех пор адвокаты не могут связаться со своим клиентом.
Отсутствие мер со стороны международного сообщества
Нобелевские лауреаты отметили, что нынешняя обеспокоенность вызвана не только изоляцией, которой подвергается Оджалан, и нарушением его базовых прав, но и «очевидным отсутствием значительных мер, предпринимаемых для его освобождения европейскими организациями, о которых здесь идет речь, а также Комитетом ООН по правам человека». В письме подчеркивается, что права Оджалана гарантированы Конституцией Турции и национальным законодательством страны, которой руководит президент Реджеп Тайип Эрдоган. Кроме того, Турецкая Республика придерживается международного права, которое не соблюдается в стенах, окружающих Имралы.
Участие ООН и ЕКПП
В 2022 году по просьбе адвокатов Оджалана Совет ООН по правам человека призвал Турцию прекратить содержание курдского лидера под стражей без связи с внешним миром и предоставить ему немедленный и неограниченный доступ к общению со своими законными представителями. До сих пор ни турецкое правительство не выполнило это требование, ни Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) не предприняло никаких действий.
В письме также отмечается, что ЕКПП неоднократно имел доступ в тюрьму Имралы и написал тридцать отчетов об условиях содержания на острове-тюрьме. Несмотря на это, неясно, какое влияние оказали посещения и отчеты на обращение с Оджаланом. Например, хотя ЕКПП объявил о посещении тюрьмы в сентябре 2022 года, на последующей встрече с его адвокатами он отказался предоставить им какую-либо информацию об этом визите.
Последние события и продолжающаяся изоляция
Только в феврале этого года ЕКПП подтвердил, что его посланники виделись и беседовали с Оджаланом и тремя другими политическими заключенными, содержавшимися под стражей во время визита 2022 года. Однако, согласно внутренним принципам, ЕКПП может публиковать доклады только с разрешения правительств стран, в которых он побывал, а администрация Эрдогана запретила ему это делать.
Когда агентство новостей Firat (ANF) попросило взять интервью у члена ЕКПП, исполнительный секретарь организации Хью Четвинд согласился ответить на письменный вопросник. По его словам, комитет «поддерживает постоянный диалог с турецкими властями, но эти переговоры остаются конфиденциальным». Однако важно отметить, что в 2019 году, как и во время предыдущих визитов, делегация не получила никаких заявлений о жестоком обращении с заключенными со стороны тюремных служащих в тюрьме Имралы. Напротив, все заключенные отмечали, что персонал хорошо к ним относится.
Четвинд также заявил, что ЕКПП «очень внимательно следит» за положением Оджалана и трех других политических заключенных на острове Имралы, и что в 2019 году международная организация признала, что «все заключенные» на турецком острове «большую часть времени (то есть 159 часов из 168 часов в неделю, включая 24 часа в сутки по выходным) содержатся в одиночной камере». По мнению ЕКПП, такое положение дел неприемлемо.
Обращение к президенту Эрдогану
В другом письме, датированном июлем этого года, но адресованном президенту Эрдогану, лауреаты потребовали от турецкого лидера «вновь встать на путь мира». Они заявили: «Мы считаем, что вы верите в возможность мира, хотя все мы знаем, что это нелегкий путь. Вы доказали это переговорами в Осло (2009–2011) и процессом Имралы (2013–2015), в ходе которых под вашим руководством и контролем представители правительства встречались и обсуждали возможности примирения с Абдуллой Оджаланом. Хотя столь желанная возможность установления мира не укрепилась в результате этих переговоров, это не означает, что мир и примирение невозможны».
В письме они также просят Эрдогана возобновить «усилия, начатые им на переговорах в Осло и в процессе Имралы, и направить своих представителей для начала новых переговоров с Оджаланом и прекращения его изоляции на острове Имралы».
Условия на острове Имралы
В июне 2023 года Ченгиз Юреклы, один из адвокатов Оджалана, подготовил обширный отчет о ситуации на острове Имралы, объявленном турецким государством «запретной военной зоной». Юреклы рассказал, что «визиты, переписка и все подобные вопросы регулируются разрешительным режимом и процедурой, которые не закреплены в законодательстве». В течение десяти лет и девяти месяцев Оджалан был единственным заключенным на Имралы. Он имел право только на один час в день выходить на открытый воздух и имел возможность слушать только один радиоканал. В это время у него не было ни товарищей по заключению, с которыми он мог бы связаться, ни телевидения. Позже в тюрьму Имралы были переведены другие заключенные. Сегодня их всего четверо. По данным ЕКПП, им разрешено встречаться пять раз в неделю по одному часу в день. Остальное время, то есть 23 часа в день в будни и полные выходные, они проводят абсолютно одни в своих камерах».
Продолжающиеся протесты и мобилизация
Пока мы ничего не знаем о ситуации на острове Имралы, а политзаключенные проводят дни в изоляции, тысячи курдов еженедельно проводят мобилизацию, требуя от Турции прямого диалога со своим лидером. Эрдоган считает идеи, действия и слова Оджалана своими самыми опасными врагами.