Нетаньяху ставит политическое выживание выше необходимости принятия сложных решений в Газе

Израильские военные, США и правительства арабских стран говорят, что необходим план, чтобы определить, кто будет управлять анклавом после ХАМАСа.

Премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху предстоит принять одно из самых сложных политических решений за всю его долгую карьеру, ответив на вопрос — кто будет управлять Газой после ХАМАСа?

Пока что он уклоняется от ответа.

Этот вопрос был бы сложным для любого израильского лидера, потому что легких вариантов не существует. Однако для Нетаньяху он особенно политически взрывоопасен, поскольку любой ответ, который удовлетворит израильских военных и их главных международных партнеров, особенно США, рискует взорвать его правящую коалицию и положить конец его пребыванию у власти. (Дело не только в пребывании у власти самом по себе. Оно дает некоторые гарантии того, что Нетаньяху не посадят в тюрьму, ведь против него ведется судебный процесс по трем уголовным обвинениям, связанным с коррупцией. Если он потеряет власть, с высокой вероятностью он потеряет и свободу — прим.).

США и ключевые арабские правительства хотят, чтобы Палестинская администрация, которая управляет частью Западного берега реки Иордан и является главным соперником ХАМАС в палестинской политике, контролировала Газу. Это не устраивает большинство членов правой правящей партии Нетаньяху «Ликуд» и особенно его ультраправых партнеров по коалиции, которые хотят, чтобы Израиль вновь оккупировал и заселил Газу.

Министерство обороны Израиля отвергает эту идею, утверждая, что Газой должны управлять палестинцы. Оно хочет, чтобы план был принят как можно скорее, опасаясь, что достижения в военных действиях могут быть сведены на нет из-за политического вакуума в Газе, который позволит ХАМАСу вновь заявить о себе.

«Политическая нерешительность может повредить ходу военной операции», — заявил недавно министр обороны Израиля Йоав Галлант, выразив разочарование отсутствием обсуждения в правительстве планов управления сектором, помимо физического уничтожения ХАМАС. «Обязанность кабинета министров и правительства — обсудить план... и определить цель», — сказал Галлант, добавив, что военным действиям нужна политика, которой они будут руководствоваться.

Для Нетаньяху необходимость принятия решения о будущем Газы — самое серьезное испытание в его попытках сохранить политическую карьеру. 74-летний израильский премьер стал самым долгоживущим лидером страны, сосредоточившись на вопросах безопасности, но 7 октября в стране, которой он управлял, произошел худший в истории Израиля провал в сфере безопасности, когда серьезные просчеты Израиля позволили ХАМАС напасть на юг Израиля и убить 1200 человек.

Общественное мнение резко ополчилось против него. Правление Нетаньяху зависит теперь от того, удастся ли ему избежать внеочередных выборов и сохранить свое узкое парламентское большинство. Он поклялся оставаться на своем посту до тех пор, пока не приведет Израиль к «полной победе» над ХАМАС. По мнению аналитиков, Нетаньяху надеется, что видимая победа, например, убийство высших руководителей ХАМАС в Газе, поможет ему оправиться от удара, полученного 7 октября, и восстановить свой авторитет в обществе.

«Чем дольше вы медлите, продолжая оставаться двусмысленными, тем лучше с его точки зрения», — говорит Гади Вольфсфельд, политолог из израильского Университета Райхмана. «Не принимать решение — это тоже решение», — добавляет он.

Но нынешние и бывшие чиновники предупреждают, что нерешительность Нетаньяху усложняет достижение главной цели Израиля — победы в войне. На прошлой неделе 43 бывших высокопоставленных чиновника из числа военных, а так же из числа бывшего руководства разведывательных служб Израиля, обратились с письмом к главе государства, президенту Исааку Герцогу, призывая сместить Нетаньяху с поста премьер-министра. В письме, которое подписали несколько руководителей разведки и служб безопасности, работавших под началом Нетаньяху, говорится, что он «представляет собой явную и настоящую опасность» для Израиля, в том числе потому, что отказывается определить политические цели войны.

«Нетаньяху, даже в этот мрачный час самого серьезного кризиса в истории Израиля, пытается избежать публичной ответственности и цепляется за власть», — говорится в письме.

Любой израильский лидер не найдет легких решений для замены ХАМАС в качестве доминирующей силы в Газе. Палестинская администрация, которая в настоящее время управляет частью Западного берега реки Иордан, считается на международном уровне коррумпированной и нуждающейся в реорганизации. Она непопулярна среди палестинцев и вызывает недоверие у израильтян, которые считают ее слишком мягкой по отношению к терроризму.

Госсекретарь США Энтони Блинкен недавно встретился с Нетаньяху, который сопротивляется стремлению США создать в конечном итоге палестинское государство.

Израильские военные считают, что для ведения военных действий в Газе срочно нужны гражданские власти, которые будут доставлять гуманитарную помощь, восстанавливать порядок и базовые услуги, а также управлять почти двумя миллионами перемещенных жителей. По словам официальных лиц и аналитиков, растущее число беженцев на сокращающейся территории юга Газы, приводящее к обострению гуманитарного кризиса, значительно осложняет усилия израильских войск по разгрому ХАМАС.

США, Саудовская Аравия и Египет также призывают Израиль достичь соглашения о том, кто будет управлять Газой после войны, включая надзор за ее восстановлением.

В отсутствие стратегии правительства, сложилась негативная динамика для Израиля. Израильские военные предупреждают, что ХАМАС уже пытается перегруппироваться в городе Газа на севере анклава, откуда Израиль вывел несколько бригад после завоевания этого района в конце прошлого года. На этой неделе израильские войска начали очередную операцию против ХАМАС в некоторых районах города Газа, из которых они ранее были выведены.

(Возможно, сообщения израильских военных и СМИ об установлении армией контроля над городом Газа — столицей одноименного сектора, не вполне соответствуют действительности. Различные источники сообщают, что там восстанавливают работу органы местного «самоуправления», связанные с ХАМАС, а также боевики ХАМАС, которые отсиживались в подземных укрытиях, а после ухода основных сил АОИ (Армия обороны Израиля) выходят на поверхность и вновь занимают территории. В других районах боевики действуют небольшими группами, нанося удары по израильским военным и вновь уходят в укрытия. Поскольку под Газой находятся сотни километров подземных убежищ и тоннелей, АОИ, которая обнаружила и уничтожила часть из них, пока не в состоянии уничтожить все.)

«Вот почему у нас существует вся эта напряженность между военными и правительством. Невозможно достичь цели уничтожения ХАМАС как военной и политической силы, если у вас нет альтернативы», — говорит Офер Фридман, бывший израильский офицер и эксперт по военным исследованиям в Королевском колледже Лондона. «Вам нужна гражданская власть, партнер. Необходимо политическое решение», — указывает он.

В результате израильских бомбардировок и вторжения в Газу после 7 октября погибли более 26 000 палестинцев, по данным органов здравоохранения, которые не делают различий между комбатантами и мирными жителями. Также усилилось международное давление на Израиль. (Согласно разведывательным данным источников США, в результате израильской операции убиты 20-30 процентов боевиков ХАМАС, которых насчитывалось около 30 тыс. Это означает, что около 15-20 тыс погибших от рук Израиля палестинцев Газы — мирные жители. — прим.)

Нетаньяху заявил, что цель израильского вторжения в Газу — уничтожить ХАМАС, освободить около 130 заложников, все еще удерживаемых в анклаве, и гарантировать, что сектор никогда не будет использован для нападения на Израиль снова, как 7 октября. Но израильский лидер почти ничего не сказал о возможном решении сложного вопроса — о том, кто должен управлять сектором Газа.

Его партнеры по ультраправой коалиции хотят, чтобы Израиль вновь оккупировал Газу и построил там поселения — этот план неприемлем для международных партнеров Израиля, особенно для арабских стран, которые, как надеется Израиль, будут финансировать восстановление сектора.

США, Саудовская Аравия и Египет настаивают на том, что после ХАМАС Газу должна контролировать обновленная Палестинская администрация. Саудовцы также предложили возобновить поддерживаемые США переговоры, направленные на нормализацию дипломатических отношений между Эр-Риядом и Израилем — цель, которую поддерживает Нетаньяху, — если только Израиль согласится на процесс, направленный на создание палестинского государства. США утверждают, что столетний конфликт не может быть разрешен без палестинского государства.

Ультраправые партнеры Нетаньяху по коалиции, а также большая часть его собственной правой партии «Ликуд» решительно выступают как против привлечения Палестинской автономии к управлению Газой, так и против будущего государства для палестинцев.

Было выдвинуто несколько предложений по урегулированию конфликта между Израилем и ХАМАС, но разногласия по поводу управления Газой препятствуют прогрессу. Вот что известно о позиции ключевых игроков и о том, почему они не могут найти общий язык.

18 января Нетаньяху решительно отверг идею палестинской государственности, заявив на пресс-конференции, что Израиль должен сохранять «контроль безопасности» в Газе и на Западном берегу, чтобы предотвратить террористические атаки. «Это противоречит идее суверенитета» для палестинцев, сказал он.

Израильские военные предложили сотрудничать с гражданскими лицами в Газе, которые имеют хорошую репутацию в обществе и не связаны с ХАМАС. Некоторые правительственные чиновники также выдвигали подобные идеи. Но другие члены правительства говорят, что подходящих людей найти невозможно. Некоторые аналитики предупреждают, что ХАМАС будет пытаться убивать жителей Газы, сотрудничающих с Израилем.

Некоторые ультраправые члены правительства говорят, что израильские военные — единственная альтернатива ХАМАСу в Газе. Но армия не желает вновь оккупировать Газу, которую Израиль покинул в 2005 году. Галлант, министр обороны, настаивает на том, что палестинцы должны управлять анклавом.

Большинство аналитиков считают, что ответ должен включать в себя жителей Газы, не входящих в ХАМАС, и, также, определенную роль для обновленной Палестинской автономии. Советник Нетаньяху по национальной безопасности сказал, что это может стать решением. Но сам премьер не поддержал эту идею.

Ни один из вариантов не пользуется популярностью у израильтян, как показывают опросы общественного мнения. Тем не менее, по мнению политологов, роль любого премьер-министра заключается в том, чтобы принимать непопулярные решения в период кризиса и объяснять, почему этого требуют национальные интересы.

«Я считаю, что если у вас есть правильный лидер в нужное время, общественное мнение о таких вещах, как решение о двух государствах, может измениться очень быстро», — сказал Вольфсфельд.

Если бы выборы состоялись сейчас, то, согласно опросам, Партия национального единства Бенни Ганца легко победила бы «Ликуд» Нетаньяху. Ганц не исключает сотрудничества с Палестинской администрацией и работы над созданием палестинского государства.

Ганц, который вошел в состав военного кабинета Израиля после 7 октября, считается более гибким, чем Нетаньяху, по обоим вопросам. Нетаньяху нападает на Ганца за двусмысленность. В коалицию под руководством Ганца не войдут ультраправые партии, которые сегодня поддерживают Нетаньяху, входят в правящую коалицию и ставят условия, угрожая выходом из правительства и новыми выборами, которые Нетаньяху скорее всего проиграет.