Нетаньяху играет на руку Хаменеи

Иран не скрывает, что стремится к уничтожению Израиля. Его стратегия заключается в том, чтобы держать оппонента под постоянным давлением и вовлекать в постоянные конфликты на его границах.

Иран не скрывает, что стремится к уничтожению Израиля. Его стратегия заключается в том, чтобы держать оппонента под постоянным давлением и вовлекать в постоянные конфликты на его границах. Хотя это очевидно, нынешний подход Израиля, как ни парадоксально, играет на руку Ирану.

Верховный лидер Ирана, аятолла Али Хаменеи, уже давно предполагает, что израильтяне покинут страну, если будут чувствовать постоянное давление в виду множества военных угроз. То, что некоторые называют «огненным кольцом» вокруг Израиля, обусловлено именно этим предположением.

Не так уж важно, правы Хаменеи и лидер проиранской ливанской «Хезболлы» Хасан Насралла или ошибаются. Важно то, что Хаменеи и Насралла так считают и разрабатывают свою военную стратегию в соответствии с этой доктриной. И правительство Израиля устремилось в их ловушку.

В своей январской речи Насралла заявил, что израильтяне не укоренились на этой земле и под давлением покинут ее. Хаменеи сказал, что «обратная миграция» означала бы конец Израиля.

Согласно этой логике, оба лидера считают, что правильная долгосрочная [анти-сионистская] стратегия заключается в том, чтобы заставить Израиль сражаться на всех фронтах: в Газе, на северной границе с Ливаном и на Западном берегу реки Иордан (оккупированном Израилем – прим.), особенно учитывая, что иранское оружие, взрывчатка и деньги контрабандой доставляются во все эти места при условии, конечно, что это не втянет Иран непосредственно в конфликт и не будет стоить Исламской Республике потери ее самого важного прокси - «Хезболлы».

Если и оставались какие-то сомнения в желании Ирана избежать подобного сценария огненного кольца, то они должны развеяться после израильского целенаправленного убийства Фуада Шукра, возможно, второй по значимости фигуры в «Хезболле» и убийства в Тегеране Исмаила Хании - политического главы ХАМАС. Хотя и Хаменеи, и Насралла обещали «жесткий ответ», и то, что Израиль заплатит высокую цену за эти действия, Тегеран и его прокси до сих пор избегали операций, которые могли бы спровоцировать эскалацию.

Когда «Хезболла» наконец ответила, Насралла заявил о большом успехе (чтобы избежать новых действий), хотя в арабских социальных сетях высмеивали его заявления.

Возможно, Хаменеи и Насралла не подкрепили свои угрозы возмездия делами. Тем не менее, они намерены держать Израиль под постоянным давлением - вести с ним войну на истощение. Основной стратегией Ирана является стремление измотать Израиль в трясинах, которые обходятся ему дорого в военном отношении и изолируют его политически на мировой арене. Как заявил Хаменеи в марте, Израиль «переживает кризис», потому что «Вступление сионистского режима в Газу создало для него трясину». Если он сегодня выйдет из Газы, то потерпит неудачу. А если не выйдет, то тоже потерпит неудачу».

Нынешняя политика Израиля подтверждает иранскую стратегию. Сейчас Израиль ведет войны на истощение в Газе, на северной границе (с Хезболлой – прим.), а также все чаще совершает вылазки на Западный берег (ХАМАС пытается открыть там еще один фронт против Израиля на этой оккупированной им территории, где проживают 3 млн палестинцев – прим.). Каждая такая война по отдельности может иметь для Израиля смысл, но в совокупности они равносильны игре на условиях Ирана.

Это не значит, что Израиль должен стремиться к тотальным войнам с «Хезболлой» или Ираном. Но Израилю явно нужна новая стратегия.

Это легче сказать, чем сделать. Для этого потребуется ряд сложных решений со стороны премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и администрации Байдена. Следующий президент США должен быть готовым предпринять шаги, которые облегчат некоторые из этих сложных решений.

Для Израиля такая стратегия должна начаться с прекращения войны в Газе. Администрация Байдена пытается способствовать этому, заключив сделку по заложникам, - сделку, которая открывает путь к постоянному прекращению огня (ХАМАС вернет заложников в обмен на то, что Израиль прекратит огонь и выведет войска из Газы или с части территории сектора – прим.).

Это делает сменщика Хании Яхью Синвара арбитром в вопросе о том, может ли быть заключена сделка, даже если предположить, что Нетаньяху серьезно настроен на нее, в чем многие израильтяне сомневаются.

Если сделка не будет заключена, должен существовать план «Б», в котором основное внимание будет уделено прекращению войны, а не заключению сделки по освобождению заложников для прекращения войны. Для этого Нетаньяху должен осознать, что он сможет убедительно заявить об успехе, основываясь на ликвидации вооруженных сил ХАМАСа, уничтожении большей части его военной инфраструктуры (склады оружия, оружейные лаборатории, предприятия по производству оружия и туннели), а также на прекращении контрабанды, чтобы ХАМАС не смог воссоздать себя. Израиль очень близок к достижению этой цели, ликвидировав ХАМАС как военную силу и уничтожив значительную часть его военной инфраструктуры.

То, что Нетаньяху сосредоточился на Рафахе и Филадельфийском коридоре, не является с точки зрения израильских государственных интересов ошибкой, потому что [данному государству] необходимо положить конец контрабанде ХАМАС на земле и под ней.

Однако его ответ на вопрос о сохранении Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в этих районах неверен, поскольку существуют альтернативы израильскому присутствию и они приведут к тому, чего он (как кажется - прим.) хочет, а именно - к альтернативе правлению ХАМАС в Газе.

Египет, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны готовы на временной основе управлять Газой вместе с палестинцами, не принадлежащими к движению ХАМАС. Но ничего этого не будет, если Израиль останется в Газе.

Администрация Байдена может помочь предотвратить контрабанду, предоставив новые технологии сканирования и обязавшись помочь в финансировании подземного барьера для туннелей. Она также может обеспечить присутствие эмиратских войск вместе со специально обученными и оснащенными подрядчиками, обеспечивающими охрану коридора.

Если Нетаньяху объявит о прекращении войны, если заложники будут освобождены, Синвар столкнется с огромным давлением не только со стороны арабов, но и со стороны палестинцев с требованием освободить их - в немалой степени потому, что это было условие ХАМАС все это время. Да, все еще будут вестись переговоры о последовательности, темпах вывода войск ЦАХАЛа и об освобождении палестинских заключенных, но весь контекст изменится, и Израиль сможет заявить, что он заканчивает войну на своих условиях.

После этого Израиль сможет заняться северной границей. Хассан Насралла, лидер Хезболлы, ясно дал понять, что прекратит обстрелы Израиля, если в Газе будет заключено соглашение о прекращения огня. Это создаст условия для заключения сделки, которая позволит израильским и ливанским гражданам вернуться в свои дома по обе стороны границы.

*Деннис Росс - видный научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики, преподает в Джорджтаунском университете. Он занимал высокие посты в сфере национальной безопасности в администрациях Рейгана, Джорджа Буша, Клинтона и Обамы, в том числе был посланником Клинтона на Ближнем Востоке.