Нетаньяху – главный победитель в Газе

Непосредственным результатом насилия в Газе является то, что Нетаньяху продолжит выполнять свою роль. Ракеты и беспорядки бросили премьер-министру Биньямину Нетаньяху спасательный жилет как раз в тот момент, когда он собирался соскользнуть под воду.

В условиях эскалации насилия как внутри Израиля, так и за его пределами Нетаньяху, скорее всего, останется премьер-министром в обозримом будущем.

«Последнее слово не было сказано, и эта операция будет продолжаться столько, сколько потребуется для восстановления мира и безопасности в Государстве Израиль», – заявил премьер-министр поздно вечером в четверг.

Правительство распалось пять месяцев назад. Временное правительство с теми же министрами остается на месте до тех пор, пока не будет установлен новый режим.

«Правительство перемен», также известное как правительство анти-Нетаньяху, которое намеревались совместно возглавлять лидер Ямины Нафтали Беннетт и глава Еш Атид Яир Лапид, как ожидалось, должно было быть приведено к присяге после праздника Шавуот в конце следующей недели, завершив длительный, 12-летний срок пребывания Нетаньяху на этом посту.

Непосредственным результатом насилия в Газе является то, что Нетаньяху продолжит выполнять свою роль.

Это связано с тем, что в четверг вечером Нафтали Беннетт (лидер ультра-правой Ямины – партии поселенцев и религиозных сионистов, фанатично ненавидящих палестинских арабов, – прим.), который был ключом к формированию этого правительства противников Нетаньяху и должен был стать его первым лидером, поддался политическому давлению со стороны правых. Члены его партии в любом случае не хотели правительства перемен.

«Я снимаю правительство перемен с повестки дня, – сказал Беннетт. – Новое правительство, с запланированным составом, не может справиться с проблемами в смешанных городах».

Йеш Атид (центристы, – прим.), Ямина и их потенциальные партнеры по коалиции за перемены – все это – небольшие партии с непохожими идеологиями, которые боролись за принятие согласованных решений по важным вопросам, таким как безопасность Израиля. Также речь шла о вероятной зависимости правительства Лапида-Беннетта от израильско-арабской партии Раам (исламисты, симпатизирующие Хамас, – прим.).

Насилие подчеркнуло эти различия, замедлило переговоры о коалиции и ослабило Беннетта перед правыми.

«Беннетт никогда не мог принять решение, из-за чего он выглядел слабым, – сказал иерусалимский политолог Митчелл Барак в интервью газете Jerusalem Post. – Один из самых нелепых эпизодов израильской политики – это когда будущий премьер-министр с семью местами в парламенте не мог принять решение: то ли обвинить Нетаньяху в коррупции и некомпетентности, то ли стать заместителем Нетаньяху».

Он сказал, что Беннетт никогда не выглядел как лидер, а скорее как человек, который не уверен в себе – он не тот человек, чтобы вести Израиль через войну. Таким образом, теперь, если Израиль пойдет на выборы, Беннетт больше не будет представлять угрозу для премьер-министра Нетаньяху; избиратели Ямины не выберут человека, который рассматривал партнерство с левоцентристами, а левоцентристы теперь на 100% знают, что он не хочет их представлять.

В то же время насилие дает оправдание другим, тем, кто дал предвыборные обещания не присоединяться к премьер-министру – оправдание, чтобы нарушить эти обещания во имя стабильности, как это сделал альтернативный премьер-министр Бенни Ганц после последних выборов. Тогда Израиль находился на пике кризиса COVID-19. Ганц набрал восемь мест на выборах 23 марта – уже после случившегося.

Ганц (центрист, – прим.) и даже глава «Новой надежды» (правые националисты и либералы в экономике, откол от Ликуд, – прим.) Гидеон Саар могут пересмотреть свое решение – «не сидеть с Нетаньяху в одном правительстве», что в конечном итоге позволит создать коалицию правого крыла под руководством Нетаньяху.

«Эти политики больше не будут нести ответственность за принятие такого решения», – сказал Барак, добавив, что если Израиль пойдет на пятые выборы, Нетаньяху сможет баллотироваться по билету «кого вы хотите руководителем, чтобы иметь дело с ХАМАСом и израильскими арабами?»

В разгар серьезного кризиса страна не хочет нового премьер-министра или нового министра обороны.

12 мая Лапид написал длинную и страстную просьбу двигаться вперед с правительством перемен, несмотря на эскалацию. Он сказал: «ХАМАС не будет контролировать наши жизни» и добавил, что «бунтовщики в Лоде и Акре не будут контролировать наши жизни». Он сказал израильской общественности: «мы их не боимся». Но поскольку две трети израильтян находятся под угрозой ракетного обстрела и гибнет все больше людей, граждане очень боятся.

Премьер-министр всегда выглядит хорошо, когда есть кризис и хаос. Сейчас он использует эту последнюю эскалацию, чтобы укрепить свою репутацию сильного лидера, который жестко относится к террору и единственного лидера, который может нанести мощный удар по ХАМАС и террористическим организациям Исламского джихада (ИД).

Нетаньяху распространил в социальных сетях свои фотографии, на которых он встречается с высшим военным эшелоном.

«Высокопоставленные должностные лица [ХАМАС] не смогут убежать от наших ударов, – пригрозил Нетаньяху в пятницу в видеообращении. – Они не смогут бежать. Мы пойдем за ними повсюду, пойдем ко всем этим людям, и мы будем продолжать это делать».

Премьер-министр создает у израильтян иллюзию, что он главный и контролирует ситуацию, хотя те, кто смотрит за пределы бронежилета и его строгого голоса, могут помнить, что во многих отношениях Нетаньяху можно обвинить в кризисе на обоих фронтах.

Нетаньяху принял осознанное решение не заниматься отношениями с ХАМАС, что приводило к спорадической эскалации [военных действий с ХАМАС] на протяжении всего его правления. Об этом заявил глава Израильского института демократии Йоханан Плеснер.

С одной стороны, Нетаньяху мог бы решить подорвать потенциал ХАМАСа и укрепить Палестинскую Администрацию вместо него. Но это возродило бы решение о двух государствах, и за это пришлось бы заплатить политическую цену. С другой стороны, он мог бы признать суверенитет ХАМАСА над Газой и работать над достижением долгосрочного прекращения огня – «худна». Но для этого потребовалось бы, чтобы он признал ХАМАС в качестве законного собеседника. «Это насилие – не наша Божественная судьба, – подчеркнул Плеснер, – а результат сознательных решений, принятых премьер-министром за последнее десятилетие».

Более того, Нетаньяху руководит страной уже 12 лет, и ситуация с израильскими арабами находится на рекордно низком уровне, сказал Плеснер. «Мы можем рассмотреть ответственность Нетаньяху и его ставленника – министра внутренней безопасности [Амира Охана] ... за неправильное обращение с напряженностью в Иерусалиме вокруг Храмовой горы во время Рамадана и в Шейхе Джаррахе. Таковы вопросы, которые в прошлом были одними из самых взрывоопасных в общественной жизни Израиля, – указал Плеснер. – Эти напряженные ситуации были полностью проигнорированы. Вместо того чтобы хирургически справиться с ними, чтобы обеспечить стабильность, казалось, что с ними обращались совершенно небрежно и привели к этой эскалации».

Можно было предвидеть, что неправильное обращение с этими событиями в Иерусалиме приведет к ухудшению еврейско-арабских отношений и эскалации, и Нетаньяху выиграл от этой эскалации. Хотя некоторые аналитики утверждали, что ситуация была неизбежной и скороварка только и ждала, чтобы взорваться.

Была ли эскалация неизбежной, вызванной халатностью или хладнокровным политическим расчетом?

«Мы не знаем, – ответил Плеснер. – Но сам факт, что так много людей задают этот вопрос, является демонстрацией низкого уровня доверия к мотивациям Нетаньяху как национального лидера».

Однако, когда сыплются ракеты и на улицах царит хаос, израильтяне так не считают.

Скорее, чем больше напряженности в области безопасности, тем больше страха и призывов к мести и напряженности между евреями и арабами. Люди доходят до крайности. Плеснер утверждает, что эта эскалация приведет к дальнейшему смещению израильтян вправо, что укрепит позиции Нетаньяху как «доминирующего или, по крайней мере, до сих пор незаменимого лидера израильских правых».

Пока еще есть шанс, что Лапиду каким-то образом удастся сформировать правительство.

Но более вероятные сценарии заключаются в том, что либо Нетаньяху при поддержке Беннетта сможет собрать коалицию, либо страна отправится на пятые выборы, что ввергнет Израиль еще на шесть месяцев в политическую нестабильность и паралич.

В любом случае Нетаньяху останется у руля – сценарий, который еще неделю назад казался невозможным.

Среди океана неудачников – ХАМАС, израильская общественность, Палестинская администрация Махмуда Аббаса... начинает казаться, что Нетаньяху сможет успешно оседлать эту волну.