Позиция Ирана по зашедшим в тупик ядерным переговорам остается неизменной после встреч иранских чиновников с европейскими лидерами на полях саммита ООН на этой неделе, заявил в четверг высокопоставленный представитель Госдепартамента.
«В двух словах, мы уперлись в стену из-за позиции Ирана», – сказал чиновник журналистам в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН.
"На этой неделе не было ничего, что указывало бы на то, что они готовы изменить свою позицию, – добавил чиновник. – То, что мы видели, это удвоение их позиции".
Президент Ирана Эбрахим Раиси прибыл в Нью-Йорк в понедельник с делегацией, в которую вошли главный иранский переговорщик по ядерной программе Али Багери Кани и министр иностранных дел Хоссейн Амир-Абдоллахиан.
Иранцы отказываются вести прямые переговоры с Соединенными Штатами и на этой неделе не встречались со специальным посланником США по Ирану Робертом Мэлли. Но они провели другие встречи с ключевыми участниками ядерного соглашения, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA).
Раиси встретился с президентом Франции Эммануэлем Макроном, а также с главой внешней политики Европейского союза Жозепом Боррелем и координатором ядерных переговоров ЕС Энрике Мора.
Он также встретился со своим швейцарским коллегой Игнацио Кассисом в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН для обсуждения, которое включало JCPOA (ядерная сделка означает отказ Ирана от производства ЯО в обмен на снятие с него части американских санкций, – прим.). Будучи «защищающей интересы США державой», представляющей их в Иране, Швейцария ранее помогала в освобождении американских граждан, удерживаемых в этой стране.
Встречи Раиси состоялись на фоне того, что усилия по возрождению разрушенного ядерного пакта зашли в тупик. Иран потребовал, чтобы орган ядерного надзора ООН, известный как Международное агентство по атомной энергии, прекратил расследование следов урана, обнаруженных на трех незадекларированных ядерных объектах Ирана. МАГАТЭ заявило, что не будет этого делать без «технически достоверных» объяснений со стороны Тегерана.
В четверг высокопоставленный чиновник Госдепартамента заявил, что требования Ирана к МАГАТЭ являются самым большим препятствием для заключения сделки, но что Соединенные Штаты не будут оказывать давление на наблюдательный орган ООН, чтобы он прекратил свое многолетнее расследование.
«Они просят нас и европейские страны оказать давление на МАГАТЭ и его генерального директора, чтобы закрыть эти расследования, чего мы делать не будем», – отметил чиновник.
Еще одним камнем преткновения на переговорах стало требование Ирана предоставить гарантии того, что будущие президенты не выйдут из ядерной сделки, как это сделал бывший президент Дональд Трамп в 2018 году. Администрация Байдена говорит, что она не может юридически связать руки будущему президенту.
Чиновник сказал в четверг, что Иран периодически поднимает вопрос о гарантиях на переговорах, но это не является текущим требованием.