На пути к альтернативной Лозанне

Двадцать пять лет назад лидер Абдулла Оджалан обратился с посланием к Международной Лозаннской конференции Курдистана, посвященной 75-й годовщине Лозаннского договора. Его слова актуальны и сегодня.

Двадцать пять лет назад курдский национальный лидер Абдулла Оджалан выступил на Международной Лозаннской конференции Курдистана с заявлением, посвященным 75-й годовщине Лозаннского договора.

В этом послании, написанном незадолго до его ареста в феврале 1999 года, отражена вся суть сегодняшних дискуссий, связанных со 100-летием Лозаннского договора.

Мы публикуем перевод заявления Оджалана, первоначально опубликованного в газете Serxwebûn 23 июля 1998 года, поскольку его актуальность не теряется во времени. Подзаголовки добавлены MedyaNews.

Абдулла Оджалан

23 июля 1998 года

К Международной Лозаннской конференции!

Уважаемые участники,

Проводимая вами конференция, посвященная 75-летию Лозаннского договора — одного из самых злосчастных договоров в истории нашего народа, — имеет огромное значение. Она служит важнейшей основой не только для понимания недавней истории, но и для осмысления актуальных реалий и вызовов современности, которые еще более осложняются в аспекте проблем Курдистана.

Геноцид курдов как последствие Лозаннского договора

Нужно проанализировать эти события не только с точки зрения права, но и в аспекте истории, научных и нравственных ценностей, а также исходя из требования решимости для международного сообщества. Я считаю, что вы пришли к нужному решения, и я хочу поздравить вас с этим.

В курдской истории в 1639 году был подписан столь же пагубный договор в Касре-Ширине [1]. Последовавшее за ним дробление [Курдистана] и последствия этого продолжаются до сих пор. Но самое масштабное дробление Курдистана произошло в 1923 году, когда Турция, с одной стороны, и Советская Россия, с другой, стали участниками соглашения, ратифицировавшего геноцид. Согласно договору, армяне, ассирийцы и греки обрели статус меньшинства. Все игнорировали геноцид, которому подверглись эти народы. Эти события подготовили почву для уничтожения населения. То, что [это соглашение] против курдского народа легитимировало новый геноцид, —исторический факт. Все, что произошло на сегодняшний день, подтверждает это.

Мы детально изучили Холокост времен Второй мировой войны. Многое было сказано и сделано в области прав человека. Холокосту дана правовая оценка, созваны суды, проведены судебные процессы, преступники понесли правовое наказание. Но разве акты геноцида, совершенные кемалистами в Анатолии после Первой мировой войны, в частности, менее важны, чем те, что совершили фашисты в Германии? Безусловно, нет, с точки зрения геноцида. Те геноциды были не только первыми, но и чрезвычайно масштабными.

Непризнанные геноциды и международное молчание

Сегодня это неоспоримо: от горстки народов, которые на протяжении тысячелетий были полноправными хозяевами этих земель и подарили истории необыкновенные культуры, не осталось и следа. Разве это не геноцид?

Недавнее признание французским парламентом геноцида армян — правильное, но запоздалое решение. Однако необходимо рассмотреть и другие акты геноцида. Как стоит относиться к продолжающемуся геноциду курдов? К сожалению, международное право не защищает нас должным образом. Международное сообщество не находит нужных слов. Эта крайне зловещая политика геноцида, продолжающаяся уже 75 лет, остается на повестке дня. Но никто всерьез не обсуждает эти события, в частности, в силу экономических и военных интересов, экономических соображений Европы и якобы стратегического положения Турции в НАТО. Не нужно каяться в этом, как в том, что мы не уделяем этому факту должного научного внимания. Нужно проанализировать эту проблему.

Ложные представители курдов и роль Европы

Следует отметить еще один момент: в ту эпоху Исмет Инёню, один из делегатов Лозаннской конференции, привез из Диярбакыра (Амеда) несколько бывших курдских парламентариев, чья воля была вытеснена и которые полностью приняли турецкую идентичность. Их называли «курдской стороной», и, к сожалению, дело закончилось разделом Курдистана на четыре части при символическом присутствии одного-двух курдов, покорившихся турецкой воле. И по сей день в турецких тюрьмах томятся депутаты парламента, просто за то, что они произнесли несколько фраз на курдском языке в турецком парламенте [2]. Турция утверждает, что она «придерживается европейских норм». У нее есть представители в Европарламенте и Европейском Совете.

Европа должна отстаивать свои ценности. Как минимум, она должна пойти по правовому пути исправления этой несправедливости, поскольку подписанные Турцией договоры не позволяют этого сделать. К Турции были слишком терпимы, поэтому это государство стало слишком избалованным, оно стало темной лошадкой, которая может попирать фундаментальные европейские нормы, может нарушать права человека и демократические принципы.

Я хотел бы внести ясность и обратить ваше внимание на то, что идет война, в которой участвуют сотни тысяч военнослужащих и ежедневно используются вертолеты, танки и самолеты. Никто не может отрицать, что это война. Но Турция умеет отрицать факт войны и обходить правила ведения войны, представляя ее как борьбу с терроризмом, под этим предлогом она убеждает Запад и, в частности, правительства стран. Я призываю Вас незамедлительно организовать конференцию о нормах ведения войны.

Мы приняли правила войны, Женевскую конвенцию, а они нет. Почему? Потому что они совершают серьезные преступления. Когда же мы увидим, как сильно они играют с фундаментальными человеческими ценностями и законами в этой безумной войне, которую они ведут?

Стало модно призывать Гитлера к ответу. Но когда же вы привлечете к ответственности самого кровожадного Гитлера современности? Роль Европы в этом очевидна. Хотя, возможно, это не произошло по умыслу, но в Лозанне кемализм обрушился проклятием на головы народов [Анатолии]. Но, по сути, Запад поставил печать одобрения на агрессию [кемализма], разделяя его интересы. Я считаю крайне важным разоблачить это.

Война и международная правовая система

Кемализм нужно особенно тщательно изучить с точки зрения международных отношений. Как кемализм, играя на политических балансах, создал в Анатолии полное культурное и этническое кладбище, так он играл и с правовыми ценностями. Отбросив прошлое, он представил себя как якобы современный западный режим. Теперь мы должны сорвать эту маску: реальность не такова, какой она представляется. По крайней мере, сам договор является юридическим вопросом.

Что представляет собой этот договор с точки зрения европейского права? Я задаю этот вопрос всем вам, уважаемые участники. Может ли кто-нибудь из вас ответить на него или задумывался над этим? Я считаю, что это соглашение, которое полностью игнорирует закон и ведет к большой несправедливости. Вы все это сейчас понимаете, хоть это осознание и болезненно. Какой еще европейский закон содержит такое посягательство на существование народов? Более того, представители Турции бесстыдно говорили: «Мы представляли турок и курдов». Какое же это представительство курдов, когда они не позволяют говорить ни слова по-курдски. Безудержный шовинизм грозит стереть курдов как нацию с исторической арены. Здесь, в Лозаннском договоре, кроются и искажения, и большие злоупотребления.

Ложь кемалистов и необходимость юридической ответственности

Необходимо призвать к ответу. Теперь мы должны поставить под сомнение утверждение Исмета Инёню о том, что «эти представители курдов тоже нас поддерживают». Если турецкая делегация во главе с Инёню представляла и курдов, то каково сейчас положение курдов? На самом деле, именно на этом вопросе ваша конференция должна сосредоточиться больше всего. Это ваш долг. Потому что если проанализировать договор, то окажется, что в какой-то степени он был заключен с участием курдов. Однако это было сделано после того, как была сломлена воля курдов и достигнута покорность [представителей]. Некоторые участники сопротивлялись этому, но их усилия в то время оказались неэффективны. Участники Лозаннского договора должны хотя бы сейчас задать Турции определенные вопросы. Где сейчас те, о ком вы говорили, что «курды тоже здесь представлены»? И что вы сделали от имени курдов? Даже слово «курд» теперь запрещено. Речь идет о народе, против которого ведется жесточайшая и грязная война с целью полного уничтожения. Закон абсолютно точно должен на это реагировать.

Страны, участвующие в этом договоре, должны пересмотреть его и подчеркнуть, что он не дает Турции права управлять курдами. Курдская сторона тоже должна решительно заявить об этом. Угнетение народа из-за того, что баланс сил сложился в пользу кемалистов, не имеет места ни в одном договоре. Здесь присутствует скрытый подтекст, и мы должны его разоблачить. Государства, подписавшие этот договор, в частности, должны призвать Турцию к ответу, поскольку они сами признают, что не подписывали договор с таким намерением. При подписании договора было проанализировано положение курдов. Необходимо инициировать расследование по результатам соглашения.

Несомненно, уважаемые участники нашей конференции дадут нам ценные сведения, проведя более глубокий анализ. Мы стремимся воспользоваться их опытом и положить конец этой игре. Это наш долг перед человечеством. Помимо национального освобождения, это требование отстаивать самые фундаментальные права человека нашей эпохи. Если считать курдов недочеловеками и лишать их демократии, это ни к чему не приведет.

Побороть молчание ученых

Безусловно, есть определенные слова, которые необходимо сказать с научной точки зрения. Кемалисты утверждают, что данное соглашение является весьма прогрессивным, даже лучшим для народов и государств. Однако очевидно, что они сильно лукавят. Может быть, договор что-то и дал турецкой нации (хотя это не так важно, потому что соглашение не является демократическим), но он не дал демократии турецкому народу. Наоборот, он стал ступенькой для безудержного шовинизма кемалистов. Более того, это соглашение не смогло предоставить ничего существенного разнообразным культурным ценностям и меньшинствам Анатолии. Обещанные на бумаге уступки так и не были реализованы [кемалистами/Турцией]. Что касается курдов, то для них это соглашение не дало ничего, кроме массовых убийств. Курдистан был ввергнут в кровавую бойню в 1925—1940 годах, еще до того, как высохли чернила соглашения. Здесь не соблюдались никакие законы. Одним словом, называть это соглашение прогрессивным некорректно. Скорее, оно отвечало амбициям диктатуры, подобной диктатурам Гитлера и Муссолини. Настало время говорить правду.

К сожалению, после включения Турции в систему европейского альянса сложилась гораздо более серьезная ситуация. Сейчас необходимо положить этому конец. Мы должны сделать выводы, сопоставив реальные положения договора, участником которого является Европа, с демократическими принципами, основанными на правах человека, которых Европа придерживается сегодня в отношении Турции. Как минимум, Турции необходимо напомнить, причем в серьезной форме, что она должна соблюдать эти соглашения. Экономические и стратегические интересы не должны использоваться в качестве оправдания для уклонения от решения этой ситуации.

В 75-й год [Лозаннского договора] очевидно, что этот договор крайне реакционен, противоречит правам человека, антидемократичен и находится в конфликте с общими нормами права. Он используется во вред интересам народов и подает особенно негативный пример на международной арене. Даже если это, возможно, и не было первоначальным замыслом, очень важно переосмыслить его, вывести на первый план и внести изменения в пользу народов. Мы должны знать, как кемалисты использовали ее в прошлом и как они пытаются представить ее сегодня. Это относится и к турецкому народу. Должно быть ясно, что режим не находится в консенсусе с собственным народом в соответствии с духом этого соглашения.

Поэтому очень важно, чтобы ваша конференция выработала проект альтернативного соглашения. Эта конференция, которую вы организовали в Лозанне и по случаю годовщины, должна, пусть и символически, ответить на консенсус союза народов по основным правам. В этот 75-й год все вопросы, связанные с правами человека и демократией, которые этот договор не смог решить, должны быть выражены и представлены на вашей конференции. И они должны быть преобразованы в проект документа и представлены в качестве варианта мировой общественности, особенно народам Анатолии.

Эта проблема уже заслоняет собой внутреннее право Европы и бросает ему вызов. Фактически Турция не желает выполнять ни одного решения, принятого Советом Европы. Что это означает? Она не хочет выполнять соглашения, в которых участвует Европа. Она даже не соблюдает соглашения, которые сама подписала. Это началось в Лозанне. К сегодняшнему дню она пришла, многократно эксплуатируя Лозанну. Вот почему я говорю, что настало время сказать «хватит», и чтобы заговорил закон.

Необходимо срочно разработать альтернативное соглашение

Остается только констатировать, что в настоящее время Турция переживает тяжелый кризис, и активно ведутся дискуссии о будущем республики. Президент Турции ежедневно выступает за реструктуризацию государства, а политическая система зашла в полный тупик.

Очевидно, что Лозаннский договор провалился. Я не голословен, это признают даже высокопоставленные представители режима. Однако они превратили это в предмет гордости и ведут грязную войну, в которой сами являются соучастниками. Они отказываются признать совершенные ими преступления, поскольку они совершали акты геноцида, они крепко держатся за свои позиции и намерены сопротивляться до конца. Перед лицом сложившейся ситуации человечество не должно оставлять курдский народ. Мы должны оценивать проблему геноцида в контексте прав человека и демократии, что является, пожалуй, наиболее острой проблемой, требующей решения на международной арене.

Мы считаем важным принятие парламентом Франции закона о геноциде армян, и это должно иметь последствия. Необходимо восстановить некоторые фундаментальные права народов, и международное право это поддерживает. Международная совесть, олицетворяемая, в частности, интеллектуалами и учеными, несет большую ответственность в этом вопросе. Мы не должны оценивать все только исходя из собственных интересов. Моральные принципы всегда существовали и будут существовать на протяжении всей истории человечества. Очень важно смотреть на вещи с точки зрения морали. Первопричина многих бедствий кроется в чисто стратегических подходах, а узкоэкономическая точка зрения наносит сегодня серьезный ущерб обществу и окружающей среде. Проблема геноцида курдов либо замалчивается, либо молчаливо одобряется. Необходимо вмешательство морали и этических принципов, чтобы положить этому конец.

Остается констатировать, что Турции в ее нынешнем депрессивном состоянии практически нечего дать в экономическом и стратегическом плане тем кругам, от которых она зависит. Если ситуация будет продолжаться в том же духе, она станет неподъемной и опрокинется. Интересам Запада будет нанесен серьезный удар как в стратегическом, так и в экономическом плане. Особенно опасны недавние соглашения между Турцией и Израилем, заключенные против народов Ближнего Востока, в значительной степени выражающие враждебность к ним, основанные на военном превосходстве и печально поддерживаемые Соединенными Штатами. Они представляют собой попытку достичь результата, ввергнув балансы региона в хаос и постоянно развивая военное превосходство. Это открытие новой двери к катастрофе, и события в Южном Курдистане — показатель этого.

Более того, из-за этого договора Турция ни на шаг не приблизилась к политическому урегулированию. Она грубо игнорирует решения, принятые Европейским парламентом и Советом, которые являются юридическими документами. Действительно, Европа должна продемонстрировать свою силу в этом вопросе. Она должна действовать с чувством ответственности за последствия и демонстрировать те слова и взгляды, которые необходимо выразить сегодня. Это не только наше право, но и юридическая обязанность Европы. Я верю, что уважаемые участники этой конференции выскажут все эти вопросы в более четкой и научной форме, учитывая при этом и моральный аспект. И самое главное, поскольку Лозаннский договор зашел в тупик и не способствует прогрессу, чрезвычайно ценным вкладом будет представление вами в Лозанне в 75-й год ее существования новой инициативы, определяющей основные принципы альтернативного, современного правового документа, в частности, в соответствии с рамками, принятыми Европейским Союзом. Обсуждение нового закона для народов - это абсолютная необходимость. Более того, мы ведем войну. Эта война — война против геноцида. Я хотел бы заявить, что вы сыграете незаменимую роль, включив нашу борьбу в конференцию, основанную на европейских нормах, как вклад в политическое урегулирование и постепенное создание нового закона для народов.

Возмещение ущерба, причиненного договором

Мы готовы в любой момент прекратить эту войну и, если потребуется, сделать шаг к заключению договора, охватывающего все нормы нашего времени. Это действительно в интересах всего человечества, особенно государств, подписавших этот договор, и даже в интересах Турции. На наш взгляд, это имеет огромное значение, и настало время перевести действующий Лозаннский договор, зашедший в тупик и причинивший значительный ущерб, на путь политического решения. Это [решение] должно компенсировать недостатки Договора и превратить его в консенсус под патронажем и в интересах всех государств, в том числе и Турции. В этой связи мы готовы со всей искренностью внести свой вклад.

Сейчас появились реальные партии, особенно курдская сторона. Необходимость соблюдения прав человека и демократии для Турции четко обозначилась как в парламенте, так и в Совете Европейского Союза. Мы готовы разделить все эти требования. Поэтому важно продумать и подготовить предложения по альтернативному [Лозаннскому] договору в свете происходящих событий.

Ваша конференция может сделать шаг в этом направлении и сделать его постоянным в будущем, а также прийти к выводу о [необходимости] создания «комитета по последующей деятельности» для реализации его результатов. В этот период необходимо предпринять альтернативные усилия, чтобы Турция была связана таким соглашением в случае ее включения в Европейский союз, что соответствовало бы духу принятых решений. Я еще раз заявляю о своей убежденности в том, что это не должно откладываться.

Я хотел бы выразить свое искреннее согласие с любыми предложениями, которые вы внесете на основе этого, и выводами, к которым вы придете в результате просветительской работы, которую вы проведете в этих рамках. Желаю Вам успехов и выражаю Вам свои приветствия и уважение

1) В 1639 г. был подписан Касре-Ширинский договор. Этот договор ознаменовал окончание войны между Османской империей и империей Сефевидов (Персия) и привел к перекройке границ между двумя империями, фактически разделив Курдистан. Касре-Ширинский договор стал важнейшим соглашением, определившим территориальные границы региона в XVII веке. Он установил прочный мир между двумя державами, хотя и с некоторыми территориальными потерями для Сефевидов. Договор был подписан в Касре-Ширине, расположенном на территории современного Ирака, недалеко от границы с Ираном.

(2) Имеется в виду, в частности, Лейла Зана. Зана стала одной из ведущих борцов за права курдских заключенных в 1990-е годы. Впервые она была избрана в парламент в 1991 г., став первой в Турции женщиной-депутатом от курдов. В то время она вызвала бурную реакцию в турецком парламенте, когда во время принесения парламентской присяги заговорила на курдском языке. В 1994-2004 гг. она провела десять лет в тюрьме.