На повестке дня в Израиле – очередные выборы
Биньямин Нетаньяху столкнулся с серьезным вызовом со стороны правых.
Биньямин Нетаньяху столкнулся с серьезным вызовом со стороны правых.
Девять месяцев назад Биньямин Нетаньяху заявил, что после трех выборов в течение года, завершившихся тупиком, он и его соперник Бенни Ганц разделят власть. Каждый из них будет служить 18 месяцев в качестве премьер-министра, причем первым будет сам Нетаньяху. «Я покину свой пост в назначенный день, – пообещал он. – Не будет никаких фокусов, никаких трюков». Даже в то время многие израильтяне не верили ему.
Теперь кажется очевидным, что господин Нетаньяху не собирался передавать власть. Как бы то ни было, он больше не связан соглашением с мистером Ганцем. В полночь 22 декабря, Кнессет, не принявший бюджет, был распущен, что автоматически приводит к новым выборам 23 марта. Это будут четвертые выборы в Израиле за последние два года.
Нетаньяху приказал министру финансов, члену его правой партии «Ликуд», не торопиться с подготовкой бюджета. Это был политический шаг – попытка приурочить крах правительства к тому времени, когда опросы будут лучше всего выглядеть для Нетаньяху. Но многие депутаты сыты по горло этими маневрами. Трое коллег Ганца по центристской бело-голубой партии и один член «Ликуда» проголосовали против законопроекта, который продлил бы срок исполнения бюджета, потопив его.
Для Нетаньяху время не самое подходящее. И он, и Ганц настоятельно призвали своих членов проголосовать за продление срока. Нерешительность премьер-министра во многом связана с Гидеоном Сааром, который ушел из Кнессета и покинул «Ликуд» в начале этого месяца (ранее он бросил вызов Нетаньяху по поводу лидерства в партии). Саар создал партию «Новая надежда», которая, как ожидается, привлечет и других перебежчиков из «Ликуда».
Опросы показывают, что «Новая надежда» подрывает поддержку «Ликуда». И вызов Нетаньяху справа на этом не заканчивается. Ожидается, что две другие партии во главе с бывшими союзниками премьер-министра – Нафтали Беннеттом и Авигдором Либерманом (оба бывшие министры обороны) – добьются успеха. Вместе они могут привлечь достаточно националистических и религиозных избирателей, которые являются базой Нетаньяху, чтобы лишить его поддержки, необходимой для того, чтобы остаться у власти. Центристские и левые партии Израиля, вероятно, присоединились бы к коалиции во главе с Сааром, если бы это означало избавление от Нетаньяху.
У центристских и левых партий Израиля не так уж много шансов выжить самостоятельно. Лейбористам, партии сионистско-социалистических основателей государства, повезет, если они выиграют несколько мест. Тем временем Ганц в значительной степени дискредитировал себя, присоединившись к Нетаньяху в правительстве после обещания избирателям, что он этого не сделает. Экс-генерал утверждал, что этот шаг необходим для того, чтобы страна могла бороться с covid-19. Но большинство избирателей считают, что его перехитрил премьер-министр, который продержался у власти дольше, чем любой предыдущий израильский лидер.
Нетаньяху надеется наконец получить большинство голосов, которое могло бы предоставить ему иммунитет от судебного преследования по многочисленным обвинениям в мошенничестве и взяточничестве. В данный момент это кажется маловероятным. Популярность премьер-министра резко упала из-за плохого обращения правительства с covid-19 и его влияния на экономику. Но все постепенно меняется. Нетаньяху обнародовал свои телефонные переговоры с производителями вакцин, призывая их уделять приоритетное внимание поставкам в Израиль, и был в аэропорту, когда туда прибыла первая партия. 19 декабря он стал первым израильтянином, получившим вакцину, – разумеется, в прямом эфире. Он надеется, что вакцинация также даст его кампании шанс.