После муниципальных выборов 31 марта прошло больше недели, но дебаты по поводу результатов ещё не закончились. Продолжаются не только споры об итогах выборов, но и обсуждения предвыборной борьбы против фашистских преследований и фальсификаций со стороны Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД). При нынешней тенденции, похоже, всё закончится не лучшим исходом. Судя по всему, борьба с фашистскими атаками и фальсификациями уступает место разговорам. Однако, в турецкой политике наступает новый поворотный момент. Как будут развиваться события и какой станет новая политическая структура в стране, определят сегодняшние тенденции.
Стоит отметить, что важного результата можно было достичь ещё на всеобщих выборах 14 мая 2023 года. Несмотря на давление со стороны фашистского режима и все ухищрения властей, можно было добиться результатов, которые могли бы изменить всю структуру политической власти в Турции. Причины неудачи следует искать в предвыборной стратегии и тактике, которой придерживаются оппозиционные силы, борющиеся против альянса ПСР/ПНД. В нынешних обстоятельствах было бы полезно сделать переоценку выборов 14 и 28 мая 2023 года, учитывая результаты муниципальных выборов 31 марта. Собственно, продолжение предвыборных дебатов говорит о том, что дискуссии по этому поводу будут распространяться.
Хотя выборы 14 и 28 мая 2023 года не смогли привести к значимым переменам в турецкой политике, последовавшая смена председателя Народно-республиканской партии (НРП) фактически положила начало процессу изменений. Другими словами, тенденции, которые привели к результатам местных выборов 31 марта, зародились в момент смены председателя НРП. Через шесть месяцев после падения Кемаля Кылычдароглу пал и Тайип Эрдоган.
Мы говорим о его ситуации «пал», потому что в любой среде, которой свойственная минимальная демократичность, лидер партии, попавший в ту же ситуацию, в которой оказался Эрдоган, подал бы в отставку сразу после оглашения результатов выборов 31 марта. Если Эрдоган не уйдет хотя бы с поста лидера ПСР, это докажет, что турецкая демократия не имеет никакого реального содержания, кроме слов. В первой же речи после выборов президенту пришлось сказать: «Этот результат — ещё не конец. Это поворотный момент». Конечно же, это поворотный момент для турецкой политики, но результаты выборов 31 марта должны стать финалом для политической карьеры Тайипа Эрдогана и нынешней ПСР. Тот факт, что Эрдоган прокомментировал ситуацию, означает, что он интерпретировал результат выборов именно так. Остальное – заявления, призванные успокоить членов ПСР. Это первый важный результат мартовских выборов.
Ещё одно следствие муниципальных выборов заключается в том, что курдский народ остановил фашизм. Об этом говорят как результаты в Курдистане, так и позиция курдского народа в целом. Наши сограждане стремятся к демократизации Турции, и их упорство достойно восхищения. Эту историческую позицию невозможно переоценить. Партия народного равенства и демократии (ПНРД) добилась успеха 31 марта, и всё, что сделали её политики, тоже имело позитивный эффект. Однако, положение ПНРД в Турции остается поводом для обсуждения. Возможно, этот вопрос рассматривается соответствующими властями.
Вторым важным результатом стало то, что НРП во главе с Озелем победила, став первой партией в Турецкой Республике. Этот результат важен, поскольку НРП стала кандидатом на управление страной сразу после падения бывшего председателя Кемаля Кылычдароглу, который не смог победить на прошлых выборах и оставил свой пост. Эти события заставляют задуматься о переоценке личности Кылычдароглу. Важно и то, что через пятьдесят лет после избрания Эджевита, имевшего место 14 октября 1973 года, администрация Озгюра Озеля сделала НРП ведущей партией в стране. Этот факт необходимо оценивать комплексно.
Есть ещё один немаловажный нюанс – это результаты, которая получила крайне правая Новая партия благоденствия (YRP), ставшая третьей партией по стране под руководством Фатиха Эрбакана. Фатих смог сделать такое же заявление, как его отец Неджметтин Эрбакан после выборов 14 октября 1973 года. Однако, пока неясно, какое место займет YRP в новой политической структуре.
Давайте скажем несколько слов и о политической группировке HÜDA-PAR, поскольку сегодня о ней говорят много и часто. Возможно, вы помните, что перед выборами ПСР поддерживала эту партию, но затем не оказала ей помощи ни в одном округе и не привела к победе в муниципалитетах. Что это значит? Это значит, что сейчас ПСР не поддерживает «Хизбулконтру» (прим. — эта структура не имеет отношения к ливанской организации, речь идет о ныне существующей политической партии HÜDA-PAR) на выборах и не способствует тому, чтобы та могла получить власть. Скорее, турецкий режим поддерживает её ровно настолько, чтобы та могла атаковать курдских партизан и разрушать курдское единство. Это подход колониалистов, который турецкий режим демонстрирует по отношению ко всем курдам. Это следует хорошо понимать тем, кто считает себя курдскими националистами или мусульманами.
Давайте вернемся к НРП под руководством Озгюра Озеля. Несомненно, победа на местных выборах и статус ведущей партии – большое достижение. Для Озеля, пришедшего к этому на своих первых выборах через шесть месяцев после утверждения в должности председателя, это стало вторым важным успехом. Прежде НРП получала подобный результат лишь раз. Бюлент Эджевит добился подобного итога на выборах в 1973 году. Теперь, спустя пятьдесят лет после победы Эджевита, Озгюр Озель добился аналогичного успеха во второй раз в истории партии. Эджевит, принявший свой пост в НРП от Исмета Иненю в 1972 году, выиграл выборы год спустя, а Озель, занявший место Кемаля Кылычдароглу в 2023 году, также победил на выборах в следующем году.
Теперь важен следующий шаг, который предпримет НРП под руководством своего нового председателя. Будет ли новая НРП партией истинных демократов, равно относящихся ко всем идеологиям, или же она продолжит руководствоваться соображениями, которые диктует ей фашистско-колониальный менталитет? Продолжит ли она реализовывать ту же политику, что и прежде, рассуждая о демократии? Останется ли партия в рамках узких националистических республиканских принципов, на которых она была основана, или станет действительно демократической организацией? Ответ на этот вопрос важен не только для НРП, но и для всей Турции. Можно обратиться к истории – НРП Эджевита, которая выиграла выборы пятьдесят лет назад, не добилась успеха и не смогла демократизировать Турцию, потому что не сумела преодолеть узкие националистические принципы, которые были заложены при её создании. Здесь можно провести параллель с путем Тайипа Эрдогана, который занимает пост правителя Турецкой Республики дольше всех, но не смог стать новым достойным лидером, поскольку не преодолел антикурдский менталитет и такие же политические принципы.
Может ли Озгюр Озель быть истинным демократом, как он говорит? Способен ли он трансформировать националистическую НРП, сделав её демократической партией? Сможет ли он идти путем демократизации? Очевидно, что именно это так нужно Турции – демократизация. Если Озель справится с этой задачей, он сможет создать новое будущее и оставить свой след в истории. Если он не сможет демократизировать свою партию, он не будет отличаться от своих предшественников, рассуждавших о демократии на словах.
Несомненно, сложившаяся в Турции ситуация имеет множество аспектов. Очевидно, что начать демократизацию в экономике, политике, социальном и культурном измерениях необходимо с менталитета власть предержащих. Эта задача требует отказа от антикурдской политики. Конечно, подобную проблему невозможно решить сразу, но даже начальные шаги постепенно приведут вас к выходу из тупика. Например, начать можно с открытого противодействия войне против курдов, которая представляет собой главную причину всех кризисов в Турции, особенно экономического краха, с которым столкнулась страна. Система изоляции на Имралы, где не действуют никакие законы, должна прекратить свое существование. Необходимо открыто противостоять не только фашистскому давлению и агрессивным действиям ПСР/ПНД против курдского народа и курдских политиков. Нужны открытые дискуссии со всеми демократическими организациями, особенно с курдскими институтами.
НРП Озгюра Озеля ступила на новый путь, на котором ей предстоит столкнуться с серьезным испытанием. Партия может вынести на повестку дня досрочные выборы и попытаться повлиять на состав правительства, она также может предпринять важные шаги по демократизации. Она может выдвинуть новую программу, направленную на полную демократизацию столетней республики в начале второго века её существования. Если НРП это сделает, она получит широкую поддержку курдов и всех демократических сил. Сегодня не следует тянуть время, необходимо действовать быстро. В противном случае партия-победительница потеряет доверие, которое получила в результате выборов 31 марта, и её успех будет растрачен впустую».
Источник: Yeni Özgür Politika