Впервые с момента своего основания в 2001 году правящая Партия справедливости и развития президента Реджепа Тайипа Эрдогана (ПСР) оказалась на втором месте на национальных выборах.
ПСР значительно потеряла в престиже, в первую очередь из-за ухудшения экономического положения страны, угроз Эрдогана, что регионы, не голосующие за его партию, столкнутся с отсутствием поддержки центрального правительства, а также благодаря стратегическому решению РНП выставить сильных кандидатов в ключевых столичных районах. Несмотря на переизбрание Эрдогана на пост президента в мае 2023 года, менее чем через год общественность вынесла ему вотум недоверия.
Однако, несмотря на то что РНП стала ведущей политической партией Турции, она не внушает своим сторонникам уверенности в том, что сумеет получить власть на следующих всеобщих выборах. Во многом это объясняется политическим подходом лидера партии Озгюра Озеля после местных выборов, подхода, который, как представляется, состоит в том, чтобы не бросать вызов правительству Эрдогана.
Усилия Озеля по поддержанию диалога с Эрдоганом и его готовность действовать в рамках «красных линий» авторитарного режима вызывают вопросы. Его позиция в критические моменты часто выходит за рамки простого компромисса, вызывая критику за молчаливую поддержку правящей администрации.
После местных выборов Озель заявил, что его первым обещанием была встреча с президентом Эрдоганом. Он обосновал это, сославшись на крайнюю поляризацию в Турции, которая, по его словам, вредит РНП. Озель даже упомянул, что без колебаний принял бы приглашение в президентский дворец Эрдогана, хотя предпочел бы, чтобы встреча состоялась в штаб-квартире ПСР.
Визит в президентский дворец, против которого запротестовала РНП, стал предметом, вызывающим споры. К счастью для Озеля, Эрдоган не стал разжигать эти споры и назначил встречу в штаб-квартире ПСР. Однако во время встречи Эрдоган, как сообщается, поставил пустой стул рядом с Озелем, что было воспринято некоторыми как намеренный жест, направленный на унижение Озеля и как нарушение протокольных норм.
После встречи 2 мая Озель выступил перед прессой, заявив: «Во время беседы с президентом я представил досье, касающееся внешних отношений. Я также сказал ему: «Прежде чем я отправлюсь за границу, мне нужен брифинг от Министерства иностранных дел. Я должен понимать, в каком состоянии находятся наши отношения с той страной, которую я посещаю, и что от меня требуется». Например, мы не знаем о нынешней позиции Турции по кипрскому вопросу, потому что брифинги больше не проводятся, как раньше. По возвращении мы также должны иметь возможность отчитаться».
Озель также раскрыл ответ Эрдогана, процитировав слова президента: «В таких вопросах, и даже в более широком смысле, наши министры обороны, внутренних дел и иностранных дел могут информировать председателя РНП, когда это необходимо, и обеспечивать координацию этих взаимодействий». Озель охарактеризовал это соглашение как «важный шаг вперед».
Заметки, предоставленные Озелю, видимо, оказались эффективными, о чем свидетельствует его ответ на вопрос журналиста во время его визита в Нью-Йорк 27 сентября, когда он приехал на встречу Социалистического интернационала, всемирной организации левых и социал-демократических политических партий.
Когда его спросили о международной инициативе, в рамках которой около 25 стран принимают меры против нарушений прав человека, — нарушений, совершаемых талибами в Афганистане, — и отметили, что, кроме Марокко, в этот список не вошли страны с мусульманским большинством, ответ Озеля был кратким и четким: «Как Республиканская народная партия, мы следуем линии, заданной нашим министерством иностранных дел и его представителями здесь».
Во время той же поездки произошло важное событие, связанное с мэром Нью-Йорка Эриком Адамсом. Против Адамса было выдвинуто 57-страничное обвинительное заключение, в котором он обвиняется в различных преступлениях, включая коррупцию, взяточничество и получение незаконных пожертвований от иностранных организаций. Значительная часть обвинительного заключения была посвящена сети связей Адамса с турецкими бизнесменами, поддерживающими Эрдогана, и некоторыми турецкими правительственными чиновниками в Соединенных Штатах. Одно из обвинений касалось взяточничества и неправомерных действий, связанных с получением разрешения на пожарную безопасность для эксплуатации Турецкого дома (Türkevi), недавно построенного турецкого государственного здания в Нью-Йорке.
После посещения Турецкого дома Озгюр Озель сделал замечания по поводу обвинений, которые, возможно, не решилась бы сделать даже правящая партия Турции. Он сказал: «Турция — не та страна, которой нужно прибегать к подкупу, и она не находится в таком слабом положении. Я считаю такие действия неподобающими для любого представителя Турецкой Республики. Я бы не стал доверять этим заявлениям. Если мы видим какие-то жесты в процессе создания такого великолепного здания, которым все мы гордимся, мы должны помнить, что Турция сделала еще больше для потрясающей территории, отведенной под посольство США в Анкаре. Это не то, что можно измерить в денежном эквиваленте. Крепкие союзнические отношения естественным образом влекут за собой подобные жесты».
Растущее сотрудничество Озеля с учреждениями, связанными с режимом Эрдогана, достигло нового пика в связи с его недавним взаимодействием с Национальной разведывательной организацией Турции (MİT). 21 октября в турецких СМИ появились сообщения о том, что глава MİT Ибрагим Калын провел брифинг для чиновников ПСР в штаб-квартире партии — первый случай в истории Турции. Многие ожидали, что Озель осудит участие MİT в политике и его союз с правящей партией, но вместо этого он выразил удовлетворение перспективой того, что MİT будет проводить подобные брифинги и для РНП.
Такая реакция стала особенно примечательна, учитывая центральную роль MİT в авторитарном правлении Эрдогана. Это агентство является ключевым инструментом в стратегии Эрдогана по подавлению оппозиции и формированию политики, особенно в отношении инакомыслящих. 20 ноября Калын и его команда посетили штаб-квартиру РНП, чтобы выступить с презентацией, охватывающей широкий спектр тем — от терроризма до внешних отношений.
После встречи Озель сказал: «Приезд [руководства] MİT в РНП, презентация и ответы на наши вопросы ценны сами по себе, независимо от содержания. Я считаю это важным событием. В ходе наших обсуждений мы попросили MİT оказать нам разведывательную поддержку, чтобы предотвратить проникновение террористических организаций в наши процессы вербовки новых членов [нашей партии]. Это особенно важно, поскольку мы планируем открыть отделения РНП во многих штатах США и в Германии, где существуют значительные риски. Представители MİT отреагировали очень положительно, заявив, что с радостью помогут нам. Это был один из продуктивных итогов нашей встречи».
Информация о том, что лица, желающие вступить в РНП, будут представлять свои имена в MİT для утверждения, и только тем, кто пройдет проверку в этой спецслужбе, будет разрешено стать членами партии, вызвала значительные волнения среди членов РНП, живущих за границей. Группа членов РНП в Соединенных Штатах направила письмо Озгюру Озелю, протестуя из-за сотрудничества с MİT. Тем временем группа членов РНП в Европе выступила с публичным заявлением, призывая Озеля уйти в отставку в связи с этим вопросом.
Поддержка правящей партии со стороны Озгюра Озеля не ограничивается внешней политикой. Согласно конституции, парламент должен принять решение о досрочных выборах, чтобы Эрдоган имел право вновь баллотироваться на предстоящих выборах. Однако ПСР и ее союзники не имеют большинства в парламенте, чтобы принять такое решение. Несмотря на это, Озель часто говорит о происходящем так, как будто Эрдоган уже является кандидатом в президенты, регулярно обсуждая в своих публичных заявлениях различные возможные даты досрочных выборов.
Озгюр Озель также не стесняется использовать язык правящей партии, обращаясь к группам, которые правительство считает оппозиционными, включая те сегменты, которые традиционно могут проголосовать за РНП на выборах. Что касается примерно 150 000 человек, уволенных государством с работы после попытки государственного переворота 2016 года, Озель повторяет ту же риторику, что и Эрдоган, утверждая, что эти люди не должны быть восстановлены на работе.
Кроме того, Озель хранит молчание о нарушениях прав человека, совершенных против групп, критикующих Эрдогана, например, против членов движения Гюлена, продолжая поддерживать массовые задержания и решения судов, находящихся под контролем Эрдогана. И это несмотря на неоднократные нарушения, признанные Европейским судом по правам человека.
Одним из основных пунктов критики членов партии в адрес Озеля является его неспособность должным образом бороться с четырехлетним политическим запретом, наложенным на Экрема Имамоглу, мэра Стамбула и потенциального кандидата в президенты от РНП, после судебного разбирательства по поводу комментария, в котором он назвал членов Высшего избирательного совета «идиотами» в 2019 году. Если ранее Озель выступал за освобождение некоторых бывших генералов, находившихся в заключении, и успешно добился их освобождения с одобрения Эрдогана, то его действия в отношении Имамоглу вызвали обеспокоенность в партии.
Озель заявил, что не желает, чтобы решение суда было поддержано апелляционным судом, но в то же время он предположил, что если запрет будет подтвержден, это может сыграть на руку РНП. По мнению Озеля, избиратели, скорее всего, отреагируют на это решение, продемонстрировав еще более сильную поддержку кандидата от РНП на президентских выборах. Однако такая точка зрения вызвала недовольство членов партии, которые считают, что реакция Озеля была недостаточно жесткой и что он недостаточно активно отстаивал право Имамоглу баллотироваться.
На прошлой неделе Озель прокомментировал действия законодателей от РНП во время обсуждения бюджета в парламенте, когда туда прибыл министр внутренних дел Али Ерликая. Члены РНП протестовали против назначения доверенного лица в муниципалитете Эсеньюрта и ареста его мэра, а также против отказа в доступе в муниципальное здание для депутатов РНП, ненадолго заблокировав вход Ерликая в палату.
Озель, однако, не одобрил эти действия. Он заявил, что не поддерживает поведение депутатов, которые физически препятствовали входу Ерликая. Во время инцидента телохранители Ерликая толкали некоторых законодателей от РНП, да и сам Ерликая вступил в перепалку с депутатами, отталкивая их. Озель подчеркнул, что такое поведение депутатов от РНП не соответствует принципам партии, несмотря на причины протеста.
50-летний фармацевт Озгюр Озель занимал пост заместителя лидера парламентской группы РНП с 2015 по 2023 год. Хотя он был известен как агрессивный оппозиционер в парламенте, трудно дать такую же оценку его потенциалу в качестве лидера РНП. Политически проницательный Эрдоган в прошлом успешно привлекал к сотрудничеству ключевых оппозиционных лидеров, иногда с помощью финансовых обещаний или приглашения вступить в его партию. Станет ли Озель одним из таких лидеров, пока неизвестно.