Европейский представитель Демократической партии народов (ДПН) Девриш Чимен заявил в статье, которую он написал для американского онлайн-журнала Jacobin, что озабоченность Турции безопасностью представляет угрозу для курдов, и призвал западные правительства положить конец недальновидная политика.
Финляндия и Швеция приближаются к членству в Организации Североатлантического договора (НАТО) – но только благодаря тому, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган снял свое вето на их вступление в военный альянс. Это произошло на определенных условиях: ссылаясь на «соображения безопасности», он добился ряда уступок от скандинавских стран, США и НАТО, согласившись на них только после подписания меморандума, который снова превратит курдов в жертв.
Меморандум обещает многое для Турции в ущерб курдам. После саммита НАТО в Мадриде 29 и 30 июня ультранационалист Девлет Бахчели – неофициальный партнер Эрдогана по коалиции – назвал его «стратегическим выигрышем для нашей страны и в то же время национальным успехом». В каком-то смысле он прав: это действительно шаг вперед в войне Турции против курдов и шаг вперед для правительства, которое нуждается в таких «успехах» для поддержания своего внутреннего правления.
Я являюсь европейским представителем Демократической партии народов (ДПН), второй по величине оппозиционной силы Турции и крупнейшей левой партии страны. Мой печальный опыт показывает, что люди говорят о курдах, но без участия самих курдов в переговорах. И снова, вместо того чтобы прислушаться к курдам, Запад уступает шантажу Эрдогана.
Демократия, освобождение женщин, экология, участие народа и свобода – это универсальные ценности, которые курдское свободное движение отстаивает на протяжении многих лет. Оно стремится к демократической альтернативе авторитарным режимам на Ближнем Востоке, которые подрывают свободы. Западные правительства ссылаются на многие из этих ценностей, поддерживая Украину. Но когда дело доходит до курдов, Запад готов совершенно отбросить эти ценности – и бросить курдов на растерзание волкам.
Похоже, что Запад уступил практически всем требованиям Эрдогана. Среди них – возвращение Турции в программу истребителей F-16; возобновление торговли оружием с двумя скандинавскими странами; выдача курдских изгнанников и политических деятелей, включая депутата шведского парламента от иранских курдов Амине Какабавех, которая не имеет никаких связей с Турцией; прекращение ограниченной поддержки этими странами политического диалога с курдскими представителями и Автономной администрацией северо-восточной Сирии.
Новая оккупация
Что еще хуже, новые военные операции Турции против Автономная администрация северо-восточная Сирии с новой попыткой оккупации ее территории теперь неизбежны. После последних заявлений Эрдогана под прицелом оказались районы Манбидж и Тель-Рифаат. Никогда не следует забывать, что Автономная администрация северо-восточная Сирии вела борьбу на земле против ИГИЛ (организация запрещена в РФ, – прим.) от имени всего мира, потеряв более 11 000 своих дочерей и сыновей и действуя в качестве официального партнера международной коалиции по разгрому ИГИЛ.
Действительно, оба этих региона были освобождены, поскольку федеральный политический проект на севере Сирии распространился из курдского региона Рожава и охватил миллионы арабов, курдов, христиан, туркмен, черкесов, чеченцев и езидов в рамках прямой демократической, децентрализованной системы. Однако США (при администрации Дональда Трампа) дали зеленый свет разрушительным вторжениям Эрдогана в регион в 2018 и 2019 годах, в результате которых погибли тысячи и были перемещены сотни тысяч мирных жителей.
Тот же Европейский парламент, который недавно признал «законную озабоченность Турции в сфере безопасности» в отношении курдского движения, в прошлом году призвал Турцию «вывести свои войска из северной Сирии, которую она незаконно оккупирует без какого-либо мандата ООН». Он заявил, что турецкая оккупация «может быть приравнена к этнической чистке» в отношении курдов, а Организация Объединенных Наций установила, что оккупация Турцией региона Африн привела к массовым групповым изнасилованиям и похищениям курдских и езидских женщин, «насильственному перемещению» по этническому признаку, пыткам (в присутствии турецких офицеров) и разрушениям исторических, религиозных и культурных объектов и другим злодеяниям.
У себя дома в Турции тысячи обезлюдевших курдских деревень и нераскрытые убийства, десятки тысяч политических заключенных, запреты на деятельность политических партий, организаций и объединений – это лишь несколько примеров репрессивных мер, применяемых турецким государством против нашего народа.
Тысячи членов ДПН, включая бывших сопредседателей, депутатов, руководителей и мэров, были арестованы после всеобщих выборов в июне 2015 года. Двенадцать бывших членов парламента от ДПН находятся в тюрьме, многие другие – в изгнании, а пятьдесят девять из шестидесяти пяти демократически избранных комиссаров ДПН были отстранены от должности.
Кроме того, в настоящее время в Конституционном суде рассматривается дело о запрете ДПН. Существует большая угроза того, что правительство воспользуется судебной системой, которая находится под его полным контролем, чтобы запретить ДПН до президентских и парламентских выборов, назначенных на июнь 2023 года.
За демократию, против колониализма
Антикурдская политика Турции способна предотвратить все усилия курдов по демократической борьбе, поскольку не существует официального органа, представляющего интересы и права курдов на международном уровне. Колониальные государства манипулируют курдским народом и используют его в своих целях. Именно колониальные державы представляют курдское сопротивление против эксплуатации, репрессий и этнических чисток как «угрозу безопасности». Именно здесь и возникает угроза безопасности для более чем 40 миллионов курдов.
Если курдов сегодня и можно в чем-то обвинить, так это в том, что они недостаточно сопротивлялись в прошлом и не победили колониализм. Это не означает, что мы стремимся к созданию собственного национального государства. Для курдского движения абсолютно ясно, что оно может бороться за свободу, за признанные демократические права и за автономные самоуправляющиеся структуры в своих государствах, и курды имеют на это право.
Действительно, все государства, в которых курды проживают миллионами – Турция, Сирия, Ирак и Иран – остро нуждаются в демократизации. Курды и их борьба являются ключом к прочному миру и стабильности этих важнейших государств и Ближнего Востока в целом. Единственным решением является диалог с курдским освободительным движением, освобождение заключенного в тюрьму курдского «Манделы Ближнего Востока» Абдуллы Оджалана и возобновление мирных переговоров, подобных тем, которые велись в 2013-15 годах.
Даже до того, как такой процесс может состояться, существует настоятельная необходимость введения бесполетной зоны над Автономной администрацией северо-восточной Сирии. Различные международные органы могут использовать свой политический вес, чтобы предотвратить дальнейшие нападения Турции на курдов внутри страны и за рубежом. В целом, следует прекратить недальновидную политику уступок всем требованиям Эрдогана, политику, основанную на заблуждении, что однажды он будет умиротворен.
Преувеличенные претензии
В действительности, антикурдская и ультранационалистическая политика Эрдогана построена на той же антикурдской ненависти, которая приводила к геноцидам и погромам на протяжении всей истории (например, геноцид армян и ассирийцев), и которую он использует, чтобы укрепить свои позиции в опросах в Турции. Его разговоры о «проблемах безопасности» – это всего лишь отговорка: как показало расследование Би-би-си, турецкое правительство сильно преувеличивает практически несуществующую угрозу Автономная администрация северо-восточная Сирии для своих границ, заявив в 2018 году, что оно столкнулось с «более чем семью сотнями» нападений из этого региона. Однако в своих заявлениях представители Автономная администрация северо-восточная Сирии говорили, что ни одна атака из их региона не была направлена против Турции, и призывали к диалогу и демократическому решению. Даже сейчас ни один из регионов, которые Турция хочет атаковать, не находится на турецкой границе.
Автократы и угнетатели не могут иметь законных «соображений безопасности». Напротив, у угнетенных есть проблемы безопасности, которые должны быть морально, политически и юридически поддержаны всеми остальными.
Курды не входят ни в один орган, имеющий право решать, следует ли расширять, сокращать или распускать НАТО. Но у курдов есть право требовать четкой приверженности международному праву, демократии и свободе, которые должны распространяться и на курдов. Ханна Арендт говорила, что никто не имеет права подчиняться. Курды и другие разнообразные народы, которые представляет ДПН, не подчиняются Эрдогану и его авторитарному режиму. И другие тоже не должны. Не Эрдоган, а наши универсальные ценности должны определять будущее.