СМИ Тегерана цитируют Джавада Эмами, пресс-секретаря Фронта реформ и человека, близкого к бывшему президенту Мохаммаду Хатами, который заявил, что «реформистские» политики обсудят вопрос о выборах в воскресенье.
Ядро иранского клерикального режима во главе с верховным лидером Али Хаменеи полностью отодвинуло «реформистов» на второй план в ходе последних выборов. Хотя они верны идее сохранения Исламской республики в качестве политической системы страны, они требовали реформ, таких как большая свобода СМИ и меньшее вмешательство военных.
Однако, Хаменеи срежиссировав выборы в 2020 году. Сначала он заполнил парламент сторонниками жесткой линии, а затем помог избрать Эбрахима Раиси, лояльного клерикала, на пост президента в 2021 году. Сотни кандидатов были лишены права участвовать в выборах, что еще больше укрепило контроль над страной со стороны сторонников Хаменеи.
Эмами заявил, что «условия проведения выборов зависят от того, как правительство справится с июньскими выборами. В эти дни страна находится в кризисе, и мы надеемся, что правильный путь к выборам будет продемонстрирован как можно скорее».
Представитель «Фронта реформ», очевидно, намекал на то, что все политики и СМИ ожидают знаков, чтобы увидеть, что Хаменеи намерен сделать на выборах - разрешить разнообразие кандидатов или повторить закрытую модель, использованную в 2021 году для избрания Раиси (т.е. отстранить от участия в выборах всех, кто ему не нравится - прим).
Тем временем, бывший президент Махмуд Ахмадинежад объявил, что он также рассматривает возможность участия в предстоящих президентских выборах после недавней смерти президента Ирана Эбрахима Раиси.
Телеграм-канал Dolat Bahar, созданный сторонниками Ахмадинежада, опубликовал в субботу видео, на котором он обращается к своим поклонникам и говорит, что уверен в том, что «ситуация меняется к лучшему».
«Происходят быстрые изменения не только в Иране, но и во всем мире, и я надеюсь, что скоро мы увидим приятные перемены», - сказал Ахмадинежад.
Новый президент будет избран 28 июня после гибели Эбрахима Раиси и в результате падения вертолета в минувшие выходные.
Сторонники Ахмадинежада в парламенте уже приветствовали его возможную кандидатуру, заявив, что он «один из самых популярных политических деятелей в стране».
В беседе с ILNA Ахмад Алиреза Бейги, представитель Тебриза в парламенте, сказал: «Если Махмуд Ахмадинежад будет баллотироваться в президенты, он победит».
Он также предупредил о последствиях дисквалификации Ахмадинежада, не вдаваясь в подробности. Совет стражей, в основном контролируемый верховным лидером Али Хаменеи, запретил Ахмадинежаду (как и видным реформистам - прим.) участвовать в президентских выборах 2017 и 2021 гг.
«Ахмадинежад должен быть уверен, что Совет стражей одобрит его кандидатуру, потому что если он подпишется и будет дисквалифицирован, это приведет к тяжелым последствиям», - добавил Алиреза Бейги.
После того как бывшему президенту было отказано в возможности участвовать в выборах 2017 года, он сделался откровенным критиком иранской системы. Он стал открыто критиковать Хаменеи. В последние два года он ходит по канату и хранит молчание, чтобы избежать ответной реакции со стороны близких к Верховному лидеру сил.
(Ахмадинежад известен как жестокий диктатор, подавлявший по поручению верховного лидера Зеленую революцию - протесты с участием миллионов людей, которые обвинили его в том, что он фальсифицировал президентские выборы в 2009 году. Победитель на этих выборах, близкий к реформистам кандидат Мир-Хоссейн Мусави, был помещен под домашний арест. Однако, Ахмадинежад известен также как популист и сторонник расширения социальных программа и развития жилищного строительства для бедных, и он пользуется поддержкой части иранцев. В последние годы он выступал в качестве критика режима верховного лидера Али Хаменеи. - Прим.).
Кандидаты, претендующие на пост президента, кандидаты в депутаты на выборах в парламент и в Ассамблею экспертов, которая назначает преемника Али Хаменеи, должны быть одобрены Советом стражей - конституционным органом по наблюдению за выборами.
После смерти Раиси перед лидером Исламской Республики встала задача вновь привлечь электорат, глубоко разочарованный недавними выборами. В то же время предпринимаются усилия для того, чтобы сторонники жесткой линии сохранили контроль над теперь уже в основном церемониальным президентством. Верховный лидер и его Совет стражей подвергают чистке государственные институты, с тем, чтобы целиком заполнить их сторонниками Хаменеи.
Согласно официальной статистике, в первом туре недавних парламентских выборов приняли участие 40,6 процента избирателей, имеющих право голоса. В Тегеране проголосовало 24 процента населения, что является самым низким показателем за всю историю Исламской Республики.
Еще более низкая явка была зафиксирована во втором туре выборов, состоявшемся ранее в этом месяце. В Тегеране проголосовали только семь процентов избирателей, имеющих право голоса.
В субботу Элиас Хазрати, главный редактор ведущей реформистской тегеранской газеты Etemad, отметил, что проведение выборов с низким уровнем участия «является катастрофой для любой страны, а для Исламской Республики - еще более серьезной катастрофой», поскольку голоса народа используются для подтверждения легитимности системы.
(Согласно исследованиям социологов, самыми бунтарскими в Иране являются регионы с наиболее высоким процентом неучастия населения в выборах. Поэтому, отказ от участия в них - это опасный сигнал для правительства. Оппозиция, зная это, давно призывает иранцев бойкотировать любые выборы. Власти, напротив, пытаются привлечь на выборы максимально возможное число избирателей. - Прим.)
Что касается выборов, иранский аналитик и журналист Морад Вайси считает, что Исламская Республика вступает в третью фазу своего развития.
«На первом этапе левые противостояли религиозным правым, на втором - реформаторы противостояли фундаменталистам. Третья фаза включает в себя военных и сотрудников служб безопасности", - сказал Ваиси в интервью Iran International.
«На предстоящих выборах мы не увидим членов других фракции, скорее всего, мы увидим только военных и силовиков», - добавил он.
Хотя многие считают, что президентство в Иране - это скорее символический пост, а важные решения принимаются в штаб-квартире Хаменеи, многие наблюдают за президентскими выборами, чтобы понять, что ждет страну в будущем и какие перемены возможны в иранском политическом ландшафте.
Некоторые также восприняли тот факт, что три последних президента - Хасан Рухани, Махмуд Ахмадинежад и Мохаммад Хатами - не присутствовали на похоронах Раиси 22 мая, как символический жест, поскольку было принято решение не приглашать их на церемонию.