Конфликт в Украине нависает над ядерными переговорами по Ирану

Иранская ядерная сделка приходит в нужное время для мировых энергетических рынков.

Иранские ядерные переговоры вступают в последние дни. В Вене говорят о том, что соглашение о восстановлении Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA), или иранской ядерной сделки, должно быть достигнуто на этой неделе – или оно, вероятно, не будет достигнуто вообще.

Официальный представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде заявил, что осталось решить три вопроса: объем ослабления санкций, расследование МАГАТЭ по поводу следов урана, обнаруженных на незадекларированных объектах (Иран считает это расследование политизированным), и вопрос о том, могут ли Соединенные Штаты «гарантировать» сделку.

Reuters сообщает, что Иран также просит США отменить санкции в отношении иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), структуры, признанной в США «иностранной террористической организации (ИТО)».

Али Хашем, освещающий ход венских переговоров, сообщил Al-Monitor, что ведущий иранский ядерный переговорщик Али Багери Кани вернулся в Вену из Ирана на этой неделе «с четким мандатом, исходящим от верхушки истеблишмента в Тегеране – с установкой, согласно которой красные линии не должны игнорироваться».

1 марта Хатибзаде написал в Твиттере, что «сделка под рукой, если Белый дом примет решение. Иран готов, но не будет ждать вечно».

Представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил в понедельник, что «мы готовы уйти с переговоров – если Иран проявит непримиримость к достижению прогресса...».

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в своей речи 1 марта заявил: «Иран выступает за прекращение конфликта в Украине», но «корень кризиса ... заключается в политике США, которая создает кризис, и Украина является одной из жертв этой политики».

«Это землетрясение в международных отношениях, и основные игроки в этом конфликте так или иначе вовлечены в переговоры с Ираном по поводу его ядерной программы, – добавил Али Хашем. – Иран может рассматривать происходящее с двух точек зрения. Первая связана с тактическими выгодами на пути переговоров; вторая – футуристический взгляд, который предвидит, что в будущем нас ждет другой мир».

Высокопоставленный иранский чиновник, беседуя с Al-Monitor без протокола, сказал: «Я не вижу никакой связи между кризисом в Украине и венскими переговорами. Никто не заинтересован в том, чтобы устанавливать такую связь».

Иран: энергетический сектор

Но связь может иметь место на энергетическом рынке, где нефть стоит более 110 долларов за баррель, а цены на природный газ достигли нового максимума в Европе. Если в Вене будет достигнуто соглашение, то энергетический сектор Ирана, остро нуждающийся в инвестициях, будет открыт для бизнеса в то время, когда Запад стремится смягчить энергетические перебои, вызванные конфликтом на Украине и санкциями против России.

Иран занимает четвертое место в мире по запасам нефти, уступая Венесуэле, Саудовской Аравии и Канаде; Россия находится на восьмом месте, перед Ираком, Кувейтом и ОАЭ.

По запасам газа Иран занимает второе место в мире, уступая только России.