Китай демонтирует свою «машину нуль-ковидных ограничений»

Согласно официальным данным, последняя вспышка ковида-19 в Китае идет на убыль. В последнее время число новых случаев заболевания снизилось до менее чем 30 000 в день, тогда как в ноябре оно достигло более 40 000.

Согласно официальным данным, последняя вспышка ковида-19 в Китае идет на убыль. В последнее время число новых случаев заболевания снизилось до менее чем 30 000 в день, тогда как в ноябре оно достигло более 40 000. Но все меньше людей проходят тестирование. Данные свидетельствуют о том, что на самом деле все больше китайцев заражаются этой болезнью, что вызывает опасения по поводу большой волны.

Однако Китай в значительной степени отказывается от политики «нулевого уровня заболеваемости». Эта политика опиралась на три основных механизма сдерживания вспышек. 7 декабря правительство объявило, что все они демонтируются.

Первым механизмом было массовое тестирование, целью которого было быстрое обнаружение инфекций. Люди были шокированы, увидев, как недавно с городских улиц убрали кабинки для тестирования. Отрицательный тест больше не требуется для поездок по Китаю. Если новые правила будут соблюдаться, то подтверждение результата по-прежнему будет требоваться только в домах престарелых, школах и больницах. Некоторые города даже не рекомендуют людям проходить тестирование, если только они не работают в медицине.

Второй механизм, централизованный карантин, был направлен на изоляцию инфицированных и их близких контактов. До недавнего времени эти люди доставлялись в государственные центры. Покупка набора для самостоятельного тестирования могла вызвать вызов представителей властей. Однако теперь люди с легкими симптомами и их близкие контакты могут изолироваться дома и тестировать себя самостоятельно. Им больше не нужно регулярно регистрировать свое местоположение в государственных приложениях.

Последним и, возможно, самым суровым механизмом были блокировки. Их тоже постепенно отменяют. По оценкам банка Nomura, на 5 декабря различные меры блокировки затронули около 452,5 млн. человек. Это по-прежнему большая часть населения Китая (1,4 млрд. человек), но по сравнению с предыдущей неделей этот показатель снизился на 760 000 человек. Крупные города лидируют по этому показателю. Гуанчжоу, мегаполис на юге страны, отменил многие ограничения, несмотря на то, что находится в центре вспышки. Жилые комплексы в Пекине, где всего несколько недель назад устанавливали стальные барьеры, теперь открыты. В новых правилах говорится, что если блокировка считается необходимой, то она должна вводиться в отношении зданий или небольших объектов, а не комплексов, кварталов или городов.

Китайская пропаганда меняется в соответствии с новой политикой. Долгое время вирус изображался в государственных СМИ как страшная болезнь, каждый случай которой представляет угрозу для здоровья населения. До конца ноября в ночных новостях регулярно показывали разрушения, которые Ковид причинил Америке, где зарегистрировано более 1 млн. смертей от этого вируса. Длительный ковид, затяжные симптомы болезни, «разрывали американское общество», утверждали дикторы новостей.

В этом месяце в эфир вышло совсем немного таких сюжетов, если они вообще есть. Вместо этого государственные СМИ утверждают, что вариант Омикрон не так уж и страшен, указывая на малое количество смертей и тяжелых случаев, которые он вызвал в Китае. Государственные газеты начали публиковать интервью с врачами, которые говорят, что «нет никаких доказательств» существования длинного ковида. Известный националистический комментатор Ху Сицзинь заявил в социальных сетях, что он «морально готов» заразиться этой болезнью в течение месяца.

Почему все это происходит именно сейчас? В течение первых двух лет пандемии политика «нулевого ковида» поддерживала экономический рост, позволяя большинству населения жить нормальной жизнью без вируса. Но распространение Омикрона означает, что все больше людей попали в сети «нулевого ковида». В результате экономика замедлилась. Недовольны все – от рабочих-мигрантов до горожан из среднего класса. В прошлом месяце в нескольких городах прошли политически окрашенные протесты против политики нулевого ковида.

Тем не менее, момент времени, избранный для смены курса, озадачил наблюдателей. Недостаточно вакцинированное пожилое население Китая уязвимо. Больницы скоро будут перегружены гриппом. А в ближайшие недели миллионы китайцев отправятся домой на Новый год по лунному календарю, что может привести к распространению вируса в сельские районы с неразвитыми медицинскими системами. Учитывая нынешнее состояние готовности Китая, наше моделирование показывает, что если вирус распространится без помех, сотни тысяч людей умрут.

Гнев и раздражение

Некоторые люди возмущены действиями правительства. «Они будут делать все, что захотят. Так называемое «послабление» может быть отменено завтра, – говорит житель Шанхая, принимавший участие в протестах. – Даже если наше сопротивление заставит их изменить политику, они не считают, что сделали что-то плохое. Это абсурд».

Другие обеспокоены. «Мы так долго находились под давлением... мы все еще немного обеспокоены и нестабильны», – говорит Лонг Йе, владелец кафе в городе Чунцин, который недавно отменил ограничения, несмотря на то, что ежедневно регистрируются тысячи новых случаев заболевания. Г-н Лонг ожидает резкого роста заболеваемости. «Это страх перед неизвестностью», – говорит он, добавляя, что он беспокоится о здоровье своих пожилых родственников.

Вместо того чтобы наслаждаться новыми свободами, многие люди готовятся к волне инфекций. В Пекине на улицах и в торговых центрах по-прежнему довольно пусто. Люди, выходящие на улицу, теперь предпочитают использовать плотно прилегающие маски n95, а не хлипкие хирургические маски. В некоторых аптеках резко выросла цена на растительное лекарство, используемое против ковида (с сомнительной эффективностью).

Местным органам власти потребуется время, чтобы снять ограничения. В некоторых местах, например, в тех, где слабые больницы, чиновники могут медлить. Власти некоторых крупных городов, таких как Пекин, сохраняют требования к тестированию, которые центральное правительство призвало отменить.

В других районах основное внимание уделяется разъяснительной работе. Большие изменения в политике могут означать, что Коммунистическая партия что-то напутала. Смена «нулевого курса» особенно сложна, поскольку это одна из фирменных политик руководителя КНР Си Цзиньпина. Поэтому изменение представляется как развитие прошлых побед. «Практика полностью доказала, что руководящие принципы и политика по предотвращению эпидемий и борьбе с ними... были правильными, научными и эффективными, – говорится в недавнем комментарии, опубликованном официальным информационным агентством Синьхуа. – Самый трудный период пройден». Это еще предстоит увидеть.