Благодаря тщательно продуманной кампании обмана Израиль был застигнут врасплох, когда палестинская исламистская группировка ХАМАС начала свою разрушительную атаку, позволившую силам, использующим бульдозеры, дельтапланы и мотоциклы, противостоять самой мощной армии Ближнего Востока.
Субботнее нападение, ставшее самой серьезной брешью в обороне Израиля с момента начала войны 1973 г., последовало за двумя годами ухищрений ХАМАСа, который скрывал свои военные планы и убеждал Израиль в том, что он не хочет воевать.
По словам источника, близкого к ХАМАС, пока Израиль считал, что сдерживает уставший от войны ХАМАС, предоставляя экономические льготы рабочим Газы, боевики группировки проходили подготовку и тренировки, часто у всех на виду.
Этот источник предоставил много деталей для рассказа о нападении и его подготовке, — деталей, которые были собраны воедино агентством Reuters. Три источника в органах безопасности Израиля, которые, как и другие, попросили не называть их имен, также внесли свой вклад в работу над этой статьей.
«ХАМАС дал Израилю понять, что он не готов к бою», — сказал источник, близкий к ХАМАСу, описывая планы самого поразительного нападения со времен войны Йом-Кипур 50 лет назад, в 1973 году, когда Египет и Сирия застали Израиль врасплох и заставили его бороться за выживание.
«В последние месяцы ХАМАС использовал беспрецедентную разведывательную тактику, чтобы ввести Израиль в заблуждение, создав у общественности впечатление, что он не желает вступать в бой или конфронтацию с Израилем, и, одновременно, готовясь к этой масштабной операции», — сказал источник.
Израиль признает, что был застигнут врасплох нападением, приуроченным к еврейской субботе и религиозному празднику. Боевики ХАМАС ворвались в израильские города, убив 900 израильтян и похитили десятки. Израиль уничтожил более 400 палестинцев в результате ответных действий в Газе.
«Это наше 11 сентября, — сказал майор Нир Динар, официальный представитель Армии обороны Израиля. Они нас поймали».
«Они застали нас врасплох и быстро наступали со многих точек - и с воздуха, и с земли, и с моря».
Усама Хамдан, представитель ХАМАС в Ливане, заявил агентству Reuters, что нападение показало, что палестинцы готовы добиваться своих целей «независимо от военной мощи и возможностей Израиля».
ОНИ УСТРОИЛИ БЕСПОРЯДКИ
По словам источника, близкого к ХАМАС, одним из наиболее ярких элементов подготовки к нападению было создание макета израильского поселения. Он был построен в Газе, и там отрабатывалась высадка военного десанта и тренировка штурма, причем эти маневры даже снимались на видео.
«Израиль, конечно, видел их, но убедился, что ХАМАС не стремится вступать в конфронтацию», — сказал источник.
Тем временем ХАМАС пытался убедить Израиль в том, что его больше заботит обеспечение рабочих Газы, где проживает более двух миллионов человек, работой за границей, и он не заинтересован в развязывании новой войны.
«ХАМАСу удалось создать цельный образ, ложное представление о том, что он не готов к военной авантюре против Израиля», — заявил источник.
После войны с ХАМАС в 2021 году Израиль стремился обеспечить базовый уровень экономической стабильности в Газе, предлагая льготы, включая тысячи разрешений на работу в Израиле или на Западном берегу реки Иордан, где зарплата в строительстве, сельском хозяйстве или сфере услуг может в 10 раз превышать уровень оплаты труда в Газе.
«Мы полагали, что тот факт, что они приезжают на работу и привозят деньги в Газу, создаст определенный уровень стабильности. Мы ошиблись», — сказал другой представитель израильской армии.
Источник в израильских службах безопасности признал, что израильские спецслужбы были обмануты ХАМАСом. «Они заставили нас думать, что им нужны деньги, — сказал источник. - И все это время они участвовали в учениях/тренировках, пока не подняли восстание».
В рамках своих ухищрений в последние два года ХАМАС воздерживался от военных операций против Израиля, даже когда другая базирующаяся в Газе исламистская вооруженная группировка, известная как «Исламский джихад», начала серию собственных нападений и ракетных обстрелов.
БЕЗ ИНКРУСТАЦИИ
Сдержанность, проявленная ХАМАС, вызвала публичную критику со стороны некоторых сторонников, что опять же было направлено на создание впечатления, что ХАМАС думает о решении экономических проблем, а не о новой войне, сказал источник.
На Западном берегу реки Иордан, контролируемом палестинским президентом Махмудом Аббасом и его группировкой ФАТХ, нашлись и те, кто высмеял ХАМАС за молчание. В одном из заявлений ФАТХ, опубликованном в июне 2022 г., группировка обвинила лидеров ХАМАС в том, что они бегут в арабские столицы, чтобы жить в «роскошных отелях и виллах», оставляя свой народ в нищете в Газе.
Второй источник в израильских службах безопасности сообщил, что был период, когда Израиль считал, что лидер движения в Газе Яхья аль-Синвар был озабочен управлением Газой, «а не убийством евреев». В то же время Израиль переключил свое внимание с ХАМАС на сделку по нормализации отношений с Саудовской Аравией, добавил он.
Израиль уже давно гордится своей способностью внедряться в исламистские группировки и следить за ними. Поэтому, по словам источника, близкого к ХАМАС, важнейшей частью плана было избежать утечки информации.
Многие лидеры ХАМАС не знали о планах, а 1000 бойцов, задействованных в штурме, во время тренировок не имели представления о точной цели учений, добавил источник.
Когда наступил день, операция была разделена на четыре части, сказал источник в ХАМАС, описывая различные элементы.
Первым шагом стал шквал из 3 тыс. ракет, выпущенных из Газы, который совпал с вторжением боевиков, летавших над границей на дельтапланах или мотопарапланах, сказал источник. Ранее Израиль заявлял, что сначала было выпущено 2 500 ракет.
После того как боевики на дельтапланах оказались на земле, они обеспечили безопасность местности, с тем, чтобы элитное подразделение спецназа могло взять штурмом укрепленную стену, построенную Израилем для предотвращения проникновения.
Бойцы использовали взрывчатку, чтобы пробить заграждения, а затем перебрались через них на мотоциклах. Бульдозеры расширили бреши, и еще больше боевиков въехали на полноприводных машинах - такие сцены описывали очевидцы.
ОГРОМНАЯ НЕУДАЧА
По словам источника, подразделение спецназа атаковало штаб израильской армии на юге Газы и отключило связь, лишив сотрудников возможности звонить командирам и друг другу.
Последняя часть операции заключалась в переброске заложников в Газу, что в основном удалось сделать в начале атаки, сообщил источник, близкий к ХАМАС.
В ходе одного из широко разрекламированных захватов заложников боевики похитили участников вечеринки в кибуце Реим, расположенном недалеко от Газы. На кадрах, опубликованных в социальных сетях, видно, как десятки людей бегут по полям и дороге, а в это время слышны выстрелы.
«Как эта вечеринка могла проходить так близко (от Газы)?» - задает вопрос источник в израильских службах безопасности.
По словам источника в израильских силовых структурах, израильские войска на юге страны вблизи Газы были задействованы не в полном составе, поскольку часть их была переброшена на Западный берег реки Иордан для защиты израильских поселенцев после всплеска насилия между ними и палестинскими боевиками.
«Они (ХАМАС) воспользовались этим», — сказал источник.
Деннис Росс, бывший переговорщик по Ближнему Востоку, ныне работающий в Вашингтонском институте ближневосточной политики, считает, что Израиль отвлекся на насилие на Западном берегу, что привело к «слабому, недостаточно подготовленному присутствию на юге».
«ХАМАС, вероятно, преуспел больше, чем они сами ожидали. Но теперь им придется иметь дело с Израилем, который намерен уничтожить их», — сказал он.
Генерал в отставке Яков Амидрор, бывший советник по национальной безопасности премьер-министра Биньямина Нетаньяху, заявил в воскресенье журналистам, что нападение представляет собой «огромный провал системы разведки и военного аппарата на юге страны».
Амидрор, возглавлявший Совет национальной безопасности с апреля 2011 г. по ноябрь 2013 г., а ныне старший научный сотрудник Иерусалимского института стратегии и безопасности, сообщил, что некоторые союзники Израиля говорили о том, что ХАМАС приобрел «большую ответственность».
«Мы по глупости стали верить, что это правда, — сказал он. - В результате мы совершили ошибку. Мы не собираемся повторять эту ошибку и медленно, но верно уничтожим ХАМАС».