В понедельник израильские истребители F-35 выпустили шесть ракет по зданию посольского комплекса Ирана в Дамаске, в результате чего погиб главный командир иранских сил Кудс в Леванте, а также еще шесть офицеров Корпуса стражей исламской революции.
Убийство генерала Мохаммада Резы Захеди и его заместителя, генерала Мохаммада Хаджа Рахими, знаменует собой самое глубокое сокращение командной структуры КСИР с момента удара американского беспилотника в 2020 году, в результате которого в Багдаде был убит главный командир Сил Кудс Касем Солеймани.
Эти удары стали для Израиля не просто переворотом в разведывательной сфере, но и свидетельством готовности израильского верховного командования переписать правила ведения тайной войны с Ираном и его сторонниками, - войны, которая длится уже много лет.
Верховный лидер Ирана, аятолла Али Хаменеи, поклялся отомстить Израилю за убийства. Тем временем министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан предупредил, что Соединенные Штаты «ответят» за израильские удары.
Представители администрации Байдена быстро опровергли любую осведомленность или координацию с Израилем по удару, который, по словам иранских чиновников, пришелся по дипломатическому зданию, обычно защищенному международными конвенциями.
«Мы не поддерживаем атаки на дипломатические объекты», - сказала во вторник заместитель пресс-секретаря Пентагона Сабрина Сингх, заявив, что ей неизвестно о дипломатическом статусе здания, по которому нанесли удар израильские военные самолеты.
Администрация Байдена сообщила иранским официальным лицам по неофициальным каналам, что Соединенные Штаты не имеют к этому никакого отношения, сказала Сингх журналистам.
Она также напрямую приписала нанесенный в понедельник удар по Дамаску Израилю, чего израильское правительство публично не делало.
Это был заметный удар Вашингтона и признак растущего разочарования администрации Байдена по поводу действий израильских военных в Газе и во всем регионе.
Тысячи американских военнослужащих на базах по всему Ближнему Востоку остаются в пределах досягаемости ракет и беспилотников Ирана и его сторонников, и этот дерзкий удар, похоже, подорвал усилия Вашингтона по умиротворению Ирана и удержанию его сторонников от любых действий, которые могут спровоцировать более широкую региональную войну.
В прошлые годы израильские военные согласовывали с Пентагоном удары по связанным с КСИР целям в Сирии, но Вашингтон, похоже, не имеет теперь достаточного влияния на израильские удары по Дамаску и Хомсу, которые находятся далеко за пределами зоны действий американских войск в Сирии.
В то же время администрация Байдена, похоже, дает Израилю карт-бланш в ответ на запросы министерства обороны о предоставлении военной техники, без которой полномасштабная война Израиля против «Хезболлы», скорее всего, не могла бы быть легко осуществлена.
Администрация Байдена стремится удовлетворить запросы Израиля на поставку большего количества самолетов F-15 и истребителей F-35A Joint Strike Fighter, несмотря на опасения, выраженные в частных и публичных сообщениях.
Удар по Дамаску был нанесен в понедельник всего через несколько часов после того, как израильская военно-морская база в Эйлате впервые с начала войны в Газе подверглась ракетному обстрелу. Ответственность за атаку, в результате которой никто не пострадал, взяло на себя ополчение в Ираке.
Израильский удар, вероятно, был попыткой восстановить сдерживание. Но он следует за чередой убийств Израилем видных командиров «Сил Кудс», «Хезболлы» и других связанных с КСИР ополченцев в последние годы - кампания, которую Израиль тихо ускорил после войны 7 октября в явной попытке ослабить возможности КСИР по поддержке своих сторонников.
На прошлой неделе ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) заявил, что убил заместителя командира ракетного подразделения «Хезболлы» Али Абеда Ахсана Наима в результате авиаудара по автомобилю, в котором он ехал в южном Ливане.
Глава разведки КСИР в Сирии Хадж Садек и его оперативный координатор в Сирии и Ливане Рази Мусави были убиты в результате израильских авиаударов в Дамаске или вблизи него в последние месяцы.
С другой стороны, Захеди был главным связным КСИР с главой «Хезболлы» Хасаном Насраллой и самым высокопоставленным иранским генералом, который был убит после Солеймани.
Как высокопоставленный командир Сил Кудс в Леванте, Захеди курировал поддержку ХАМАС, а также переброску оружия, боеприпасов и сил в регион для атак против Израиля, сообщил Бен Каспит из высокопоставленного источника в разведке изданию Al-Monitor.
Он также был единственным неливанским членом Совета (Шуры) «Хезболлы» и обладал правом вето как член так называемого Совета джихадистов «Хезболлы», сообщили журналисты Али Хашем и Мохаммад Али Шабани в издании Amwaj.
«Убийство такого деятеля, как Захеди, - это не просто прямое нападение на Иран. Это также нападение на ключевой элемент соединительной ткани между «Хезболлой» и КСИР», - пишут они.
В лучшем случае для Вашингтона и Израиля смерть Захеди может стать значительным ударом по многолетним попыткам Ирана нарастить стратегическую глубину в регионе и убедить КСИР не отправлять высших командиров в Сирию, по крайней мере, на некоторое время.
В худшем случае для них случае это может вызвать воинственный ответ Ирана, направленный против дипломатических интересов Израиля на Ближнем Востоке, что может подорвать усилия Вашингтона по убеждению Саудовской Аравии и других арабских государств установить официальные связи с еврейским государством в качестве противовеса влиянию Тегерана в регионе.
И снова многое зависит от того, как отреагируют Иран и его прокси.
Военная разведка США пока не выявила никаких конкретных угроз для американских войск, заявил в среду журналистам в Вашингтоне высший командующий ВВС США на Ближнем Востоке.
Как выяснила администрация Трампа после убийства Сулеймани, ответные меры Ирана не всегда бывают немедленными, а способность КСИР сдерживать свои марионеточные силы не обязательно возрастает, когда убивают его ключевых командиров.
Сторонники жесткой линии в Тегеране предсказуемо призывают к прямой конфронтации, в том числе против израильского дипломатического присутствия в Азербайджане.
Однако другие голоса в Тегеране подозревают, что Израиль, возможно, как раз и стремится спровоцировать сильную реакцию Ирана и втянуть его в тотальную войну, пишет корреспондент Al-Monitor в Тегеране.
Они настаивают на том, что Тегеран должен избегать «попадания в эту ловушку» и что любой ответ должен быть выверенным».