Израиль нагнетает обстановку вокруг нового иранского правительства

Правительство премьер-министра Израиля Нафтали Беннета активно проводит пиар-кампанию против кабинета нового президента Ирана Эбрахима Раиси.

Министр иностранных дел Яир Лапид заявил 12 августа, что Израиль формирует ось прагматичных арабских стран для противостояния экстремистскому иранскому режиму и его сторонникам в регионе. Лапид сказал во время второго дня своего визита в Рабат: «Стратегически то, что мы создаем здесь, это дипломатическая ось с участием Израиля, Марокко, Египта, Иордании, Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов, чтобы представить прагматичную альтернативу религиозному экстремизму. Мы создаем цикл жизни против цикла смерти Ирана и его сторонников».

С момента формирования нового кабинета министров Израиля в мае прошлого года премьер-министр Нафтали Беннет и его министерский форум по безопасности обсуждают наилучший подход к ирано-американским переговорам о возможном новом ядерном соглашении. Очевидно, что израильское правительство должно определить свою политику и стратегию по этому вопросу в преддверии ожидаемого визита премьер-министра Нафтали Беннета в Вашингтон в начале сентября.

Вскоре после избрания Эбрахима Раиси новым президентом Ирана Беннетт заявил: «Из всех людей, которых мог выбрать Хаменеи, он выбрал «палача Тегерана» – человека, печально известного среди иранцев и во всем мире потому, что он руководил комитетами смерти, которые на протяжении многих лет казнили тысячи невинных иранских граждан».

4 августа на брифинге для послов стран – членов Совета Безопасности ООН министр обороны Бенни Ганц и министр иностранных дел Яир Лапид назвали имена командиров КСИР, которые, по их мнению, несут ответственность за недавние атаки БПЛА на гражданское судоходство. «Амир Али Хаджизаде, командующий военно-воздушными силами КСИР, стоит за десятками террористических атак в регионе с использованием БПЛА и ракет», – сказал Лапид.

12 августа Израиль раскритиковал назначение нового министра внутренних дел Ирана Ахмада Вахиди, назвав его преступником, разыскиваемым Интерполом за его предполагаемую роль во взрыве еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе в 1994 году. В заявлении министерства иностранных дел его назначение названо «позорным» выбором. Имя Вахиди фигурировало в «красном списке» Интерпола в связи с терактом, в результате которого погибли 85 человек.

Помимо того, что Израиль лично нападает на членов иранского руководства, кабинета министров и системы обороны, он также объединяет несколько региональных стран против иранского режима. Это было в заявлении Лапида в Марокко и в более раннем заявлении министра регионального сотрудничества Иссави Фрейджа. В интервью американскому телеканалу Alhurra Фрейдж сказал, что угрозы со стороны Ирана не являются проблемой только Израиля и Саудовской Аравии и требуют глобального ответа. Он отметил, что Израиль достиг определенного взаимопонимания с Саудовской Аравией и странами Персидского залива в вопросе координации позиций против иранской угрозы. «Когда речь идет о Саудовской Аравии и странах Персидского залива, есть прямая связь и понимание относительно того, как противостоять Ирану», – сказал он.

Несмотря на прошлые сообщения о том, что Израиль и Саудовская Аравия поддерживают тайные отношения, эти две страны не имеют официальных дипломатических связей. Бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху в ноябре 2020 года тайно встретился с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом в Неоме. Встречу организовал тогдашний госсекретарь США Майк Помпео. Тем не менее на протяжении многих лет Эр-Рияд старался не комментировать возможность каких-либо контактов с Израилем, в том числе по иранскому вопросу.

Бахрейн, с которым Израиль нормализовал отношения в прошлом году, был более открытым в этом вопросе. Посетив Израиль на прошлой неделе в третий раз за год, заместитель министра международных отношений Бахрейна шейх Абдулла бин Ахмад аль-Халифа выступил с критикой Совместного всеобъемлющего плана действий (ядерная сделка). Халифа сказал, что СВПД разжег насилие и беспорядки на Ближнем Востоке, что привело к гибели невинных людей: «С чем мы остались? Еще больше кризисов и хаоса в регионе. Бахрейн надеялся, что СВДП откроет новую страницу для Ирана и региона. Но, напротив, он привел к разжиганию кризисов на всем Ближнем Востоке. Он увеличил число беженцев, которые устремились в Европу. Это привело к еще большему разжиганию экстремизма и ненависти в самых разных регионах Ближнего Востока».

Выражая позицию, схожую с позицией нескольких лидеров Израиля, Халифа также заявил, что СВДП был несовершенным, поскольку был сосредоточен только на иранской ядерной программе: «Он игнорировало другие главные проблемы, с которыми сталкивается регион, а именно программу баллистических ракет Тегерана. Судя по тому, что мы видим, вредоносная деятельность Ирана в регионе продолжается».