Вопросы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) относительно ядерной программы Ирана являются одним из основных нерешенных вопросов, препятствующих возрождению иранской ядерной сделки, официально известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВДП или JCPOA – снятие с Ирана санкций в обмен на его отказ от создания ядерного оружия – прим). Некоторые наблюдатели ожидали, что МАГАТЭ выпустит резолюцию, осуждающую отсутствие сотрудничества Ирана по ключевым вопросам, касающимся его ядерной деятельности. США, Великобритания, Франция и Германия подготовили совместное заявление по этому вопросу и надеются, что к нему присоединятся другие страны.
Согласно Reuters, заявление МАГАТЭ гласит: «Мы призываем Иран немедленно принять меры для выполнения своих юридических обязательств и, не откладывая, принять предложение Генерального директора МАГАТЭ о дальнейшем взаимодействии для прояснения и решения всех нерешенных вопросов по гарантиям». В понедельник генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси раскритиковал отсутствие сотрудничества со стороны Ирана по вопросам МАГАТЭ и отрицал, что они носят политический характер. Он сказал, что существуют нерешенные вопросы и ядерная активность на объектах, на которых не должно было быть ядерной активности.
Иран раскритиковал заявление. В телефонном разговоре со своим оманским коллегой министр иностранных дел Хоссейн Амир-Абдоллахиан сказал: «Выступление с неконструктивным заявлением на заседании МАГАТЭ не принесет плодов». Информационное агентство Tasnim написало, что это заявление – «новый сценарий давления на Иран».
Бехруз Камальванди, пресс-секретарь Организации по атомной энергии Ирана, так же раскритиковал высказывания Гросси, заявив, что Иран «сотрудничал и отвечал на вопросы» МАГАТЭ. Камальванди добавил, что комментарии Гросси носят «политический» характер, и обвинил его в том, что его «направляет» Израиль.
Возрождение ядерной сделки или JCPOA, за которое ратовал президент Джо Байден, похоже, зашло в полный тупик. Европейский союз предпринял последнюю попытку протолкнуть решения, которые могли бы урегулировать некоторые разногласия, но после заявлений европейских стран, сделанных ранее Великобританией, Францией и Германией, похоже, что они тоже перестали давить на США и Иран. Одно из главных опасений Ирана на данный момент заключается в том, что оставление открытыми вопросов МАГАТЭ даст повод Западу снова выйти из ядерной сделки. В 2018 году бывший президент Дональд Трамп вышел из ядерной сделки (JCPOA) и вновь применил санкции к нефтяным и банковским операциям Ирана. Опасаясь вторичных санкций США, европейские страны подчинились решению США, хотя и критиковали его.
Иран понимает, что возрожденное ядерное соглашение, скорее всего, будет действовать только в течение срока президентства Байдена, особенно если новым президентом США в 2024 году будет избран республиканец. В ответ на выход США из сделки, иранцы расширили свою ядерную программу. В то время как сделка предусматривала уровень обогащения урана ниже 5%, что соответствует планам развития гражданской ядерной энергетики, они нарастили уровень до 60% (оружейный уровень – 90% – прим.) и увеличили запасы обогащенного урана. Иран также убрал инспекционные видеокамеры, принадлежащие МАГАТЭ, в ответ на выход США из сделки.