В то время как риск войны между Россией и Украиной поднялся на вершину глобальной повестки дня, другой конфликт в другом регионе обостряется и может иметь широкие международные последствия. Эти два конфликта косвенно связаны между собой и могут повлиять на важнейшие стратегические вопросы, касающиеся Израиля.
В последние дни повстанцы-хуситы в Йемене, поддерживаемые Ираном, активизировали свои атаки на Объединенные Арабские Эмираты. Скоординированная атака баллистических ракет, крылатых ракет и беспилотников на нефтяные объекты в Абу-Даби на прошлой неделе включала точные попадания в бензовозы. Атака привела к жертвам и к пожару в аэропорту. Ракеты и беспилотники были запущены с расстояния около 1 300 километров.
Вторая атака на ОАЭ, в которой, по-видимому, участвовали крылатые ракеты, произошла в понедельник вечером. По сообщениям, некоторые ракеты и беспилотники были перехвачены американскими средствами обороны. Атака сопровождалась призывом хуситов к иностранным компаниям прекратить свои операции в Персидском заливе.
Союзник Саудовской Аравии ОАЭ принимают активное участие в гражданской войне в Йемене, выступая на стороне правительства против повстанцев хуситов. В 2019 году, после крупной иранской атаки (14 сентября), повредившей нефтяные объекты, принадлежащие компании Aramco в Саудовской Аравии, Эмираты снизили свою роль в войне и вывели большую часть своих сил из Йемена. Последние атаки хуситов стали ответом на усиление атак Саудовской Аравии в Йемене.
Западные спецслужбы утверждают, что хуситы не могут действовать без инструкций (или по крайней мере разрешения) из Ирана, чьи «стражи революции» участвуют в боевых действиях в Йемене. У хуситов есть свои причины действовать, но также возможно, что усиление давления на ОАЭ, несмотря на вывод их войск более двух лет назад, было призвано послать более широкий региональный сигнал от имени Тегерана. Давление Ирана на ОАЭ, вероятно, повредит отношениям Эмиратов с Саудовской Аравией и ослабит региональный антииранский альянс.
Нападения происходят в то самое время, когда мировые державы пытаются в Вене заключить новую сделку по ограничению ядерного проекта Ирана. Демонстрации военной мощи и решимости Ирана в Персидском заливе, даже если они осуществляются его ставленниками, служат сигналом для держав, ведущих переговоры с Тегераном.
Со своей стороны, Израиль внимательно следит за тем, что происходит в Персидском заливе, одновременно отслеживая косвенное влияние того, что происходит на границе между Россией и Украиной.
Эскалация войны в Йемене может омрачить ядерные переговоры с Ираном
Не так давно администрация Байдена с гордостью говорила об относительно успешной координации, достигнутой с русскими на ядерных переговорах. Для Ирана Москва, возможно, играла роль хорошего полицейского на переговорах в Вене, но она находилась в прямом контакте с американскими представителями, которые не принимают непосредственного участия в переговорах.
Теперь напряженность в связи с Украиной отравляет отношения между державами и угрожает их способности продолжать сотрудничество на ядерных переговорах. Пока это происходит, способность двух держав координировать позиции по иранскому ядерному оружию ослабевает.
В последние несколько недель российские военные самолеты совершали необычные полеты над южной Сирией, у границы с Израилем на Голанских высотах и над восточным Средиземноморьем. Полеты осуществлялись в координации с сирийскими военными самолетами. Похоже, что они задуманы как демонстрация силы со стороны Москвы.
В 2015 году, после того как действия в восточной Украине обрекли Россию на западные санкции, российский лидер Владимир Путин решил помочь режиму Асада, который в то время терпел поражение в гражданской войне. Военно-воздушные силы России спасли сирийского диктатора и одновременно позволили Москве продемонстрировать свою мощь и готовность действовать на международной арене. Сегодня Россия прочно закрепилась в регионе, и относительная стабильность, которой пользуется режим Асада, не требует от Кремля слишком больших усилий.
Израиль также обеспокоен ослаблением внимания США к иранской угрозе, которая для Израиля имеет первостепенное значение. Чем больше США отвлекаются на происходящее в Украине, тем труднее Израилю продолжать давление на ядерных переговорах.
По мере обострения конфликта в Украине официальные лица в Иерусалиме ожидают, что Соединенные Штаты будут постепенно снимать ногу с газа в иранском ядерном вопросе. Это позволит Тегерану продолжать затягивать переговоры, в то время как он будет добиваться прогресса в обогащении урана и сокращении «времени прорыва» для производства ядерного оружия в будущем.
Можно осторожно предположить, что сейчас ведутся четырехсторонние переговоры между США, Саудовской Аравией, ОАЭ и Израилем о том, как реагировать на недавние атаки из Йемена на эмиратскую территорию. Израиль осудил первую атаку на Абу-Даби и выразил свою поддержку ОАЭ.
Эти события происходят более чем через год после подписания соглашений Авраама, в результате которых]отношения между Израилем и рядом арабских государств укрепляются на фоне взаимных визитов и мероприятий. Во вторник стало известно, что президент Исаак Херцог посетит ОАЭ на следующей неделе. Но когда ОАЭ подвергаются нападению, Израиль мало чем может помочь.
Израиль внимательно следит за оперативными военными возможностями хуситов, а также других поддерживаемых Ираном группировок, таких как шиитские ополчения в Ираке. Иранский беспилотник, запущенный с территории Сирии, был сбит в Израиле четыре года назад и еще раз в 2021 году, причем второй, вероятно, был запущен с территории Ирака.
Некоторые из беспилотников и крылатых ракет в Йемене могут достичь района Эйлата (город на юге Израиля), хотя это расстояние составляет более 2 000 километров. В ряде иранских и арабских СМИ появились угрозы, что следующей целью хуситов станет Израиль. Маловероятно, что нечто подобное произойдет в ближайшее время, но представители оборонного ведомства Израиля все же учитывают такую возможность.