Иран будет приветствовать захват власти талибами в Афганистане

Шиитский режим Тегерана имеет стратегические, экономические, идеологические и экологические причины для поддержки суннитских экстремистов.

Когда 9 июля талибы захватили ключевой для Афганистана пограничный пункт Ислам-Кала на границе с Ираном, местные жители сообщили, что иранские чиновники на другой стороне приветствовали их. Когда 6 августа казалось, что столица провинции Нимроз на западе Афганистана вот-вот падет, и многие из тех, кто боялся талибов, бросились к границе, чтобы спастись, иранские чиновники, по сообщениям, отказали во въезде большинству беглецов.

Основной причиной поддержки Ираном талибов является потребность Ирана в воде, которая поступает в страну через границу.

Иран имеет долгую историю размещения у себя как ключевых членов «Аль-Каиды»*, так и лидеров «Талибана»*. Как сообщала Foreign Policy в мае 2016 года, «лидер талибов мулла Ахтар Мохаммад Мансур был убит в Пакистане американским беспилотником после того, как покинул Иран, где живет его семья. Американские чиновники говорят, что мулла Мансур регулярно и свободно въезжал и выезжал из Ирана».

Несколько источников, с которыми я беседовала на местах по всей стране во время месячной поездки в июле-августе этого года, сказали, что Иран сыграл важную роль в конфликте.

Когда я вела репортаж из Кандагара, несколько сотрудников службы безопасности сообщили мне, что у убитых бойцов «Талибана» в этом районе было найдено иранское оружие.

Они добавили, что получили информацию об иранских боевиках, действующих в провинциях Нимроз, Герат и Гильменд на западе и юго-западе Афганистана вблизи границы с Ираном.

В последние годы во многих докладах Иран и его Корпус стражей исламской революции (КСИР) обвинялись в поставках оружия и подготовке талибов. В феврале 2017 года высший командир США в Афганистане заявил Конгрессу, что Иран поддерживает «Талибан», чтобы подорвать миссию США в стране, отметив, что Иран и «Аль-Каида» играют значительную роль в Афганистане.

В том же году губернатор западной афганской провинции Фарах заявил, что на территории Ирана были созданы учебные центры для подготовки талибов, и в том же году в росте насилия обвинили иранскую поддержку.

В 2016 году журнал Foreign Policy опубликовал доклад, в котором со ссылкой на двух неназванных западных чиновников говорилось, что Тегеран снабжает силы «Талибана» вдоль границы деньгами и небольшим количеством относительно низкосортного оружия, такого как пулеметы, боеприпасы и гранатометы.

Основной причиной иранской поддержки талибов является потребность Ирана в воде, которая поступает в страну через границу.

Майк Мартин, бывший офицер британской армии, свободно владеющий пушту, который много работал в Гильменде и написал книгу об этом районе под названием «Интимная война», сказал Foreign Policy: «Иран за многие годы установил связи с многочисленными группами боевиков в провинции Гильменд, причем его уровень лояльности по отношению к ним меняется в зависимости от того, кто одерживает верх в провинции».

У этих связей есть веские экономические и стратегические причины. Мартин сказал: «Контроль над Гильмендом, и особенно над верхней частью Гильменда, где проживают племена ализаи, нурзаи и ишакзаи, означает контроль над каналами и плотинами, фактически построенными в 1950-1970-х годах, которые позволяют контролировать реку Гильменд, направляющую свои воды в иранский регион Систан, где проживает около миллиона человек».

По словам Мартина, поддержка, которую Иран оказывал вооруженным группировкам в Афганистане, варьировалась от денег до оружия и маршрутов для поставок наркотиков, и продолжалась по крайней мере в течение последнего десятилетия, если не вдвое дольше. Вода из реки Гильменд является жизненно важным национальным интересом для иранского правительства, сказал он.

Боевики «Аль-Каиды» и «Талибана» уже давно проходят транзитом через Иран и действуют с его территории.

Во время репортажа из афганской провинции Майдан Вардак в 2012 году я сфотографировал рекламный щит на пушту, предлагающий вознаграждение в 10 миллионов долларов за Ясина аль-Сури, уроженца северо-восточной Сирии, который долгое время использовал Иран в качестве базы, но известно, что он много путешествовал по Афганистану и выступал в качестве вербовщика «Аль-Каиды». В январе этого года Госдепартамент США заявил, что Сури все еще находится в Иране.

В недавнем докладе ООН говорится, что «Талибан» по-прежнему тесно связан с «Аль-Каидой» и что данная группировка продолжает действовать в нескольких провинциях страны.

Между тем в начале этого года в той же провинции Майдан Вардак боевики, подчиняющиеся командиру шиитского хазарейского ополчения Алипуру, сбили правительственный вертолет, убив девять сотрудников службы безопасности, включая двух пилотов и четырех спецназовцев. Афганские силы безопасности утверждают, что Алипур пользуется поддержкой Ирана.

Хотя некоторые считают странным, что афганцы-шииты поддерживают «Талибан», учитывая, что во времена правления «Талибана» шииты составляли меньшинство и подвергались преследованиям, есть много признаков того, что некоторые из них с годами стали ближе к группировке в результате иранского влияния.

Например, бывшего вице-президента и лидера хазарейцев Мохаммада Мохакика обвиняют в лоббировании иранских интересов и давно считают возможным сторонником более тесных отношений с «Талибаном». Он участвовал в переговорах с талибами на московской конференции, против которой выступало правительство Афганистана в 2019 году.

До этого, в ноябре 2017 года, он выступил с речью на конференции в Тегеране, в которой высоко оценил роль Ирана в Афганистане и генерала Касыма Сулеймани, командующего иранскими силами «Кудс», который был убит ударом американского беспилотника в январе 2020 года.

Несмотря на то что Иран часто рассматривается как защитник шиитов во всем мире, у него нет идеологических сомнений в поддержке агрессивных суннитских экстремистских групп, а также других якобы нерелигиозных групп, когда эта роль служит целям Тегерана.

Например, Иран давно поддерживает суннитскую организацию ХАМАС в секторе Газа – как финансово, так и оружием.

Незадолго до того, как талибы захватили пограничный переход Ислам-Кала, который в последние годы приносил значительные таможенные поступления правительству, в значительной степени зависящему от этих поступлений (наряду с международной помощью), в начале июля в Тегеране состоялась встреча между представителями талибов и иранского правительства.

В ходе встречи с пресс-секретарем «Талибана» Забихуллой Муджахидом, состоявшейся 31 июля в формате вопрос-ответ и организованной иранским журналистом, Муджахид сказал: «Мы всегда хотели установить отношения с Ираном, потому что в Иране исламская система, а мы хотим исламскую систему».

Эта система вряд ли принесет утешение обычным афганцам. Только один из десятков афганцев, с которыми я разговаривал в нескольких провинциях в течение месяца пребывания в стране, верил, что талибы будут вести себя как-то иначе, чем во время их предыдущего правления в период с 1996 по 2001 год.

Иран, похоже, считает, что он выиграет от того, что талибы возьмут Афганистан под свой контроль.

Некоторые говорили, что, по их мнению, талибы будут еще более жестокими.

За последние годы талибы убили несколько журналистов. По сообщениям, 16 июля в районе Спин Болдак провинции Кандагар талибы убили фотожурналиста Даниша Сиддики, получившего награду агентства «Рейтер». Его тело было сильно изуродовано.

6 августа в Кабуле был убит глава правительственного центра СМИ и информации Дава Хан Менапал. До этого он много лет работал журналистом и часто помогал афганским и международным журналистам контактами и информацией. За две недели до этого я встречалась с ним в его кабульском офисе, чтобы получить информацию о Кандагаре, откуда родом часть его семьи. Он тоже сказал мне, что совершенно очевидно, что Иран поддерживает талибов.

Независимо от того, направлена ли эта поддержка на обеспечение столь необходимых трансграничных поставок воды, вызвана она религиозными причинами или просто стала для Ирана способом убрать с дороги правительство, считающееся союзником США, Иран, похоже, считает, что он выиграет от того, что талибы возьмут Афганистан под свой контроль.

* - террористическая организация, запрещена в РФ