С июля 2023 года на столах у жителей иранской провинции Систан и Белуджистан все меньше еды. Теперь люди уже не могут позволить себе такие основные продукты питания, как мука. Нехватка хлеба и многочасовые очереди у пекарен стали нормой для региона. Эта новая норма появилась на фоне социальных волнений, в результате которых в начале этого месяца погиб один человек.
5 июля двое мужчин, простояв несколько часов в очереди перед пекарней в Систане и Белуджистане, поссорились из-за места в очереди. Ссора переросла в драку, в результате которой один из мужчин был убит. Сообщение об этом инциденте вызвало возмущение иранцев в социальных сетях и привлекло внимание всей страны к острой нехватке муки и хлеба в Систане и Белуджистане.
"Нехватка хлеба в Систане и Белуджистане привела к смерти одного из пострадавших[...] после того, как переполненные очереди, в которых люди стояли часами, привели к драке" - вот типичная запись, среди тех, что появились в социальных сетях.
Иранская провинция Систан и Белуджистан граничит с Афганистаном и Пакистаном и является местом проживания суннитского этнического меньшинства белуджей в стране, где преобладает шиизм. Это бедный и слаборазвитый регион, страдающий от наркотрафика из Афганистана и бензиновой контрабанды в Пакистан, а также от жестокой засухи.
Раньше Систан и Белуджистан называли "житницей Ирана" из-за огромных посевных площадей пшеницы, но с 1980-х годов из-за нерационального использования водных ресурсов и изменения климата регион постепенно превратился в пустыню.
Люди, для которых хлеб и чай были повседневной пищей, больше не могут себе этого позволить.
Рудин [имя не настоящее] - белудж, живущий в Белуджистане (Иран). Он и его друзья собирают деньги на покупку продуктов питания для бедных людей, живущих в Систане и Белуджистане. Он рассказал нам о растущей нехватке муки и о том, какое глубокое влияние это оказывает на жителей бедной провинции Исламской Республики Иран.
"Наш регион очень беден, это не секрет, и то, что люди здесь спят на голодный желудок, не является чем-то новым. Но за последние месяцы ситуация резко ухудшилась. Первое, что стоит отметить, - люди здесь бедные, хлеб не покупают в булочной, а пекут сами дома, поэтому пекарни - редкость. Если год назад мешок [40 кг] муки стоил 40 000 туманов [0,72 евро], то несколько месяцев назад он подорожал до 130 000 туманов [2,36 евро], а сейчас стоит 450 000 туманов [8,18 евро].
Отчасти этот рост цен можно объяснить общей инфляцией в Иране, но главная причина того, что мука не только дорожает, но и ее очень трудно найти, заключается в том, что она контрабандой вывозится на лодках в Пакистан и продается там по гораздо более высокой цене, чем здесь. Так что если у вас нет денег, у вас нет хлеба, а даже если у вас есть деньги, вам приходится часами стоять в очереди, чтобы получить хоть немного.
Иногда случаются драки, как в Сараване, потому что люди злы, воздух загрязнен, воды не хватает, и теперь, когда основной источник пищи для людей исчез, люди нервничают, начинают буянить".
Ситуация ухудшилась с июля 2023 г., когда Исламская Республика Иран ввела новое правило для пекарен, ограничивающее квоту на поставку муки по субсидированной цене.
По словам официальных лиц, это позволит предотвратить контрабанду субсидированной муки за рубеж. Однако многие иранские эксперты считают, что ограничение было введено для того, чтобы уменьшить экономическое бремя, которое субсидии возложили на правительство.
Ситуация осложняется коррупцией. Пекари или магазины, получающие по субсидированной цене пшеницу или муку, продают ее на черном рынке по рыночной цене или вывозят контрабандой. На прошлой неделе прокурор северной провинции Голестан заявил о пропаже 53 тыс. тонн пшеницы.
Исламская Республика находится в экономическом кризисе уже несколько десятилетий, погрязнув в глубокой коррупции и подвергаясь международным экономическим санкциям в связи с предполагаемой ядерной деятельностью Тегерана.
Рудин объясняет, насколько важна мука для семей по всей стране:
"Для многих семей здесь мука означает пищу, если у них нет муки, то нет и хлеба, а это буквально означает, что им нечего есть. Многие люди здесь едят только хлеб, который они запивают чаем, и все. Рис и все остальное намного дороже муки, которую они все равно не могут себе позволить.
Мы поддерживаем некоторые семьи, питание которых полностью зависит от наших пожертвований, но есть еще много бедных семей в такой же ситуации, которые мы не можем поддержать. Здесь много больших семей, которым требуется два мешка муки в месяц, а найти доноров очень сложно, так как все сейчас находятся в финансовом кризисе. В прошлом месяце мы смогли поддержать только 180 семей, а в этом месяце у нас по-прежнему ничего нет.
Многие из этих семей содержатся матерями-одиночками или родителями-наркоманами, которые не могут нормально работать. Многие другие семьи просто не могут найти достаточно работы, чтобы содержать своих детей.
Систан и Белуджистан был одной из наиболее активных провинций в недавних антиправительственных выступлениях, охвативших Иран с сентября 2022 года под лозунгом "Революция женщины, жизни, свободы".