Иракские ополченцы бросают вызов правительству
Ополченцы в Ираке активизируют свою деятельность в ответ на попытки правительства обуздать их.
Ополченцы в Ираке активизируют свою деятельность в ответ на попытки правительства обуздать их.
Группа проиранских ополченцев в Ираке 17 октября напала на штаб-квартиру Демократической партии Курдистана (ДПК), подожгла здание и подняла флаг Сил народной мобилизации
(СНМ – зонтичная организация, состоящая, главным образом, из независимых шиитских ополчений, созданная при поддержке как шиитского Ирана, так и связанного с шиитским большинством страны правительства Ирака для борьбы с запрещенным, близким к суннитам ИГИЛ; в общей сложности СНМ насчитывает около100 тысяч боевиков. – Прим.).
Это стало реакцией на заявление 2 октября бывшего министра финансов и министра иностранных дел Хошияра Зибари, связанного с ДПК, который сказал, что зеленая зона Багдада, где расположено большинство правительственных зданий и министерств иностранных дел, должна быть очищена от боевиков и присутствия СНМ.
Социальное давление на запрещенные ополчения внутри СНМ было довольно широким с момента начала социальных протестов в Ираке в октябре 2019 года. С тех пор ополченцы сформировали группы давления, чтобы заставить замолчать любые критические голоса, направленные против них.
После протестов ополченцы создали несколько групп в социальных сетях, таких как Telegram и WhatsApp, вербуя сторонников и продвигая свои программы, нацеленные против США и их союзников в Ираке, а также против нынешнего правительства во главе с премьер-министром Мустафой Кадими, поскольку ополченцы рассматривают его как американца, а его правительство – как агентов США.
Сторонники ополченцев организовались в различные группы, в том числе «Рабы Аллаха», «Ахбаб Аллах» («Божьи возлюбленные»), «Аль-Зелм Аль-Хашна» («Крутые парни») и «Абу Джеддаха» («Отец поджогов») в связи с их действиями по сжиганию зданий своих оппонентов. (Протестовавшие молодые иракцы, главным образом из беднейших шиитских районов страны, не были невинными овечками и также неоднократно нападали на офисы проиранских шиитских ополчений и поджигали их. В Ираке идет жесткая борьба различных сил. – Прим.)
Эти группы пытаются создать социальное давление, чтобы остановить любую критику или действия, направленные против ополченцев и их политических программ.
Например, 31 августа те же самые группы сожгли офисы телекомпании «Дижла» в ответ на музыкальную программу во время шиитского праздника Ашура неделей ранее. Однако это был лишь предлог для давления на телеканал, поддерживающий антиправительственные и антиополченческие (а также антииранские) выступления в Ираке.
Ополченцы создают обширную сеть влияния в Ираке. Они представляют собой военную силу с большим присутствием в официальном военном секторе и секторе безопасности. Блок «Фатх» представляет их в парламенте, и поэтому они входят в состав различных министерств. Кроме того, они создают сильные социальные сети и группы социального давления.
После нападения на штаб-квартиру ДПК иракские силы безопасности арестовали некоторых нападавших. Однако «Рабы Аллаха» пригрозили Кадими поджогом штаб-квартиры иракской разведывательной службы в багдадском районе Мансур, если их люди не будут освобождены. Разведывательную службу возглавляет непосредственно премьер-министр.
Ожидается, что Кадими освободит арестованных под давлением ополченцев, как это произошло после контртеррористического рейда на базу «Катаиб Хезболла» в южном Багдаде в июне. (В тот раз Кадими освободил группу арестованных ополченцев после того, как их соратники устроили массовую вооруженную демонстрацию в Багдаде: ополченцы разъезжали на грузовиках и стреляли в воздух. - Прим.)
Однако многочисленные иракские политические силы, как и международное сообщество, высказали серьезную критику по поводу происходящих событий. Президент Ирака, премьер-министр, спикер парламента, лидер садристов (популистское шиитское движение и вооруженное ополчение. - Прим) Муктада ас-Садр, лидер Иракского шиитского движения Хикма Аммар аль-Хаким и региональное правительство Курдистана, а также многие другие шиитские, суннитские и курдские группы и лидеры осудили этот инцидент и призвали правительство принять меры против ополченцев и связанных с ними группировок.
США и миссия ООН по оказанию содействия Ираку также осудили этот инцидент в отдельных заявлениях.
После убийства в январе командующего силами Кудс Корпуса стражей исламской революции Ирана Касыма Сулеймани и его правой руки в Ираке Абу Махди Мухандиса, имевшего большое влияние среди ополченцев, сеть ополченцев в Ираке сильно пострадала.
Чтобы возместить этот ущерб, «Катаиб Хезболла» (крупнейшая проиранская шиитская милиция и главная сила среди ополчений, на которую делает сегодня ставку Иран; КХ тесно связана с ливанской «Хезболлой». - Прим.) берет на себя ведущую роль среди ополченцев, реорганизуя их, формируя несколько новых групп и соединяя их через ряд платформ в социальных сетях.
Новые ополчения, сформированные после убийства Сулеймани, такие как «Асхаб аль-Каф» и «Осба Аль-Таерин», связаны с «Катаиб Хезболлой» и даже могут быть новыми именами для той же самой группы.
Кроме того, все группы социального давления, связанные с ополченцами, по-видимому, связаны с «Катаиб Хезболлой». (Некоторые из этих групп регулярно обстреливают ракетами американские и другие иностранные объекты в Ираке. КХ в настоящее время рассматривается Ираном как важнейший инструмент вооруженного давления на правительство США в регионе с целью восстановления американской ядерной сделки с Ираном, а также используется Ираном как инструмент давления на иракский режим и на антииранские протесты в Ираке.)
Одновременно с этими последними событиями продолжаются убийства и похищения активистов, журналистов и других лиц, выступающих против ополченцев. Совсем недавно, 17 октября, были убиты восемь членов суннитской семьи близ Балада, в провинции Салахуддин к северу от Багдада.
Высокопоставленный чиновник в провинции сообщил «Аль-Монитору», что «Асаиб Ахль аль-Хак» (еще одно влиятельное проиранское шиитское ополчение. - Прим.) несет ответственность за убийства. «Эти люди были похищены членами «Асаиб Ахль аль-Хак» рано утром, и их тела были найдены в этом районе через несколько часов», –– сказал чиновник на условиях анонимности. Днем ранее в этом районе была произведена стрельба по патрулю «Асаиб Ахль аль-Хак». Так что, похоже, резня – ответная реакция.
На следующий день после убийства, 18 октября, Кадими посетил этот район, пообещав восстановить справедливость в отношении жертв.
С приближением выборов в США активность ополченцев растет. Хаос в Ираке мог бы стать эффективной тактикой давления, которую Иран мог бы использовать в любых предстоящих переговорах с Соединенными Штатами, которые, безусловно, включали бы деятельность Ирана в регионе и в Ираке в частности.