Разрыв между потребительской и производственной инфляцией вырос до более чем 50 процентных пунктов в феврале, поскольку цены производителей выросли на 7,2% в месячном исчислении и на 105% за год.
Рост цен, вызванный в основном падением курса турецкой лиры в прошлом году, вновь погрузил Турцию в пучину липкой инфляции, которая грозит достичь 60%-70% в год – уровня, невиданного за последние 20 лет. В 2021 году потребительская инфляция достигла 36%, а ежемесячный рост цен в декабре и январе выражался двузначными цифрами и составил 26%.
В февральских данных выделяется продолжающийся рост цен на продукты питания, которым Турецкий статистический институт (TUIK) придает наибольший вес в инфляционной корзине – 25%. Столкнувшись с растущим недовольством населения в преддверии выборов в следующем году, правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана в прошлом месяце снизило 8-процентный налог на добавленную стоимость на основные продукты питания – до 1%. Тем не менее, цены на продукты питания выросли на 8,4%, что было отмечено 31%-ным ростом цен на овощи, в результате чего годовая инфляция на овощи превысила 100%. Годовая продовольственная инфляция достигла 64,4% – бремя, которое с трудом могут выдержать группы населения Турции с низким и средним уровнем дохода.
По данным Turk-Is, ведущей конфедерации профсоюзов, стоимость здорового и сбалансированного питания – известного также как порог голода – в феврале выросла до 4 553 лир ($322) для семьи из четырех человек, превысив минимальную месячную зарплату в 4 250 лир ($300), которую получает около половины турецких наемных работников и которая была повышена на 50% в январе.
В транспортной группе цены на топливо в феврале выросли на 10%, что было вызвано ростом мировых цен на нефть, в то время как цены на автомобили выросли на 1,2%. В декабре и январе цены на топливо выросли примерно на 23%. Таким образом, только с начала декабря по февраль рост составил 66%. В целом, в транспортной группе рост цен в прошлом месяце составил 4,5%, а годовой показатель достиг 75%.
В группе товаров длительного пользования цены на белую бытовую технику выросли на 7% в феврале и почти на 65% за год, что в основном обусловлено ростом стоимости импортных товаров из-за обесценивания лиры.
Цены на услуги, включая здравоохранение, образование, развлечения, путешествия и питание, обычно отстают от цен на товары. Действительно, в январе цены на потребительские товары выросли на 55% в годовом исчислении, в то время как цены на потребительские услуги выросли на 30%.
По данным TUIK, цены производителей в секторе услуг выросли примерно на 55% в 2021 году, а в январе этот показатель вырос почти до 75% в годовом исчислении. Это стало основным признаком того, что цены на потребительские услуги также будут стремительно расти.
Конфликт в Украине угрожает дальнейшим инфляционным давлением на Турцию в связи с ростом мировых цен на энергоносители и сырьевые товары. Влияние кризиса, похоже, неизбежно приведет к росту инфляции в этом месяце: цены на топливо, продукты питания и некоторые услуги уже выросли в начале марта.
Конфликт снова вызвал падение курса лиры, несмотря на меры по поддержанию его стабильности, включая введенную в декабре схему депозитов, в соответствии с которой Анкара гарантировала вклады в лирах от любых потерь из-за падения курса валюты, рискуя при этом возложить новое бремя на казначейство. Вероятно, падение курса лиры продолжится, хотя Центральный банк пытается поддержать его, продавая валюту через государственные банки, несмотря на сокращение своих иностранных резервов. В то время, когда мировые цены на нефть и газ уже растут, ослабление лиры увеличит стоимость импорта энергоносителей, от которого в значительной степени зависит турецкая экономика, что ведет к росту цен во всех странах.
В результате месячная потребительская инфляция может превысить 5% в марте и, возможно, в последующие месяцы. Даже если потребительские цены вырастут на 4,7% в этом месяце, годовая инфляция превысит 60%, что является достаточно мрачной перспективой.
Россия и Украина обеспечили 80% импорта зерна в Турцию на сумму $4 млрд. в прошлом году, и любое повышение цен только по этой статье приведет к росту потребительской инфляции.
Конфликт подорвал также надежды Анкары на увеличение валютных поступлений от туризма этим летом. Руководство Турции рассчитывало снизить цены на иностранную валюту и, соответственно, инфляцию. Согласно довоенным оценкам, ожидалось, что в этом году Турцию посетят 7-8 миллионов российских и украинских туристов, что принесет по меньшей мере от 8 до 10 миллиардов долларов. Почти 4,7 миллиона россиян и около 2 миллионов украинцев посетили Турцию в 2021 году, что составляет более четверти иностранных туристов.