«Хезболла» обучает нигерийских шиитов

В то время как военная экспансия «Хезболлы» на Ближнем Востоке привлекла большое внимание, усилия ливанской организации по увеличению своего присутствия и влияния в Африке в значительной степени игнорировались.

В то время как военная экспансия «Хезболлы» на Ближнем Востоке, особенно с начала сирийского конфликта в 2011 году, привлекла большое внимание, усилия ливанской организации по увеличению своего присутствия и влияния в Африке в значительной степени игнорировались. В качестве примера можно привести Нигерию. Источники, близкие к «Хезболле», говорят, что эта организация обеспечивает идеологическую и военную подготовку нигерийских шиитов.

Высокие мужчины в длинных традиционных африканских одеждах, характерных для Северной Нигерии, иногда встречаются в Дахии, преимущественно шиитском пригороде к югу от Бейрута, где «Хезболла» управляет местным культурным центром. По словам источников, близких к командирам «Хезболлы», нигерийские мужчины проходят «курсы подготовки» в этом центре. «Обучение ограничено несколькими людьми, но оно неуклонно расширяется», - подтвердил один из источников, обращаясь к автору на условиях анонимности. «Нигерийцы-шииты сначала проходят религиозную подготовку, а затем военную, которая проводится в двух лагерях в ливанской долине Бекаа», – отметил он.

Хотя это может показаться странным, прозелитизация нигерийцев началась более трех десятилетий назад. Нигерия является родиной Исламского движения Нигерии (ИДН), джихадистской организации, основанной в начале 1980-х годов при сильной поддержке пяти миллионов мусульман-шиитов страны. После Исламской революции 1979 года в Иране многие молодые члены нигерийского мусульманского студенческого общества отправились в Иран и получили денежную помощь, а также военную и религиозную подготовку. Лидер группировки Шейх Ибрагим Закзаки, суннитский демагог родом из города Зария, изначально был вдохновлен главным идеологом «Братьев-мусульман» Сайедом Кутбом. Но позже он принял шиитский ислам и стал знаменосцем иранской революции в своей родной стране. Закзаки считал, что создание Исламской республики, подобной иранской, потенциально возможно и в Нигерии. С тех пор Закзаки неоднократно вступал в конфронтацию с правительством. Он был заключен в тюрьму с 1981 по 1984 годы по обвинению в подстрекательстве к мятежу, поскольку, как сообщалось, заявил, что не признает никаких государственных законов или власти, кроме законов Ислама.

Популярность движения также возросла на фоне эскалации суннитско-шиитской напряженности и вооруженных столкновений с нигерийским государством. В 2015 году нигерийские войска убили более 300 шиитов в Зарии и арестовали Закзаки и сотни его последователей. Армия обвинила шиитскую группировку в попытке убить начальника штаба нигерийской армии, но движение это обвинение отвергло. В результате нигерийское правительство объявило ИДН (Исламское движение Нигерии) вне закона. Закзаки остается в тюрьме.

В 2016 году Северная Нигерия стала свидетелем еще одного конфликта в рамках более широкой прокси-войны между Ираном и Саудовской Аравией. Вспыхнули ожесточенные столкновения между сторонниками соперничающих группировок из двух основных ветвей ислама, а именно между движением Изала, поддерживаемым в основном суннитской Саудовской Аравией, и шиитским ИДН.

Теперь «Хезболла»и Иран, похоже, повышают ставки. Возросшая прозелитизация и воинственные усилия «Хезболлы» по отношению к нигерийским гражданам, по-видимому, обусловлены местной и международной динамикой. «Иран сказал «Хезболле», что ему нужно завербовать и обучить нигерийцев, чтобы создать там опорный пункт, чтобы он мог служить оперативной базой для остальной Африки, главным образом для того, чтобы помешать израильским и западным амбициям в регионе», - говорит источник. В статье, опубликованной в «Си-эн-эн», в прошлом также подчеркивалось, что ИДН проводит военную подготовку в стиле «Хезболлы» для сотен нигерийцев в лагерях по всей Северной Нигерии.

Другая причина может быть связана с тем, что движение «Хезболла» связано с местными расчетами, поскольку некоторые ее сторонники хотят подорвать конкурирующие израильские компании в Нигерии. Некоторые из них, по словам источника, похоже, выделяют «Хезболле» средства на ее нигерийскую операцию. Однако автор не смог подтвердить эти два утверждения ссылками на независимые источники.

Ливанские бизнесмены, тем не менее, были связаны с операциями «Хезболлы» в Нигерии. В 2013 году агентство Reuters сообщило, что нигерийские власти арестовали трех ливанских граждан в городе Кано на севере Нигерии. Эти люди признались, что являются членами «Хезболлы», и рейд в дом одного из ливанцев, привел к обнаружению там большого склада оружия, включая противотанковое оружие, мины, гранатометы, АК-47 и динамит. Агентство Рейтер со ссылкой на военного представителя города капитана Икедичи Ивеху сообщило, что боевики собирались использовать оружие и боеприпасы для операций против Израиля и западных интересов в Нигерии.

Однако нынешняя программа подготовки нигерийских шиитов в Ливане ограничена по масштабам, по крайней мере пока. «Обучение, которое сейчас проходит в Ливане, в основном сосредоточено на высших офицерах на командных должностях, которые, в свою очередь, могут обучать новобранцев в Нигерии, поэтому число стажеров остается ограниченным. Эти стажеры, как правило, возвращаются в Ливан каждые три-шесть месяцев, чтобы пройти дальнейшую подготовку по использованию более совершенного оружия», – пояснил источник. Но чиновник Министерства внутренних дел Ливана, пожелавший остаться неназванным, заявил, что министерство ничего не знает о большом количестве нигерийских новобранцев, прибывающих в Ливан. Связаться с нигерийским посольством в Брюсселе для получения комментариев не удалось.

ИДН, по-видимому, также подражала успешным пропагандистским программам «Хезболлы». В прошлом году в отчете Bloomberg отмечалось, что пропаганда ИДН очень похожа на пропаганду «Хезболлы». ИДН начала вещать, используя свою собственную интернет-радиостанцию Hausa Shuhada, и планировала открыть новый телевизионный канал. Движение также выпускает газету под названием «Аль-Мизан». Кроме того, организация, по данным Bloomberg, может похвастаться более чем 300 школами, исламскими центрами, охранниками и «Фондом мучеников», финансируемым в основном за счет пожертвований членов. Эта сеть имеет поразительное сходство с системой социального обеспечения Хезболлы и моделью работы ее СМИ.

Стремление Ирана и «Хезболлы» закрепиться в Африке носит как геополитический, так и идеологический характер. Имея ограниченные средства, Иран смог проецировать свою власть и влияние на другие регионы. В то время как большинство шиитских общин на Ближнем Востоке и в Северной Африке являются лояльными гражданами и отказываются принимать иранский диктат, Исламской Республике Иран удалось использовать местное недовольство некоторых шиитских общин в своих геополитических целях.

Усилия Ирана и «Хезболлы» также рискуют обострить межконфессиональную рознь в Нигерии, где проживает большая суннитская община. «Хезболла» доказала, что является успешным инструментом внешней политики Ирана в этом отношении, благодаря своему высокому военному потенциалу, связям в Африке через своих сторонников и опыту проведения тайных операций зарубежом.