Гражданская война в Эфиопии выходит за ее пределы

«Я видел облака пыли, покрывающие небо», - сказал молодой университетский преподаватель, описывая бомбардировку правительственным военным самолетом курорта на окраине Аламаты, небольшого города в северной части Эфиопии в районе Тыграй.

Аламата славится своими прекрасными зелеными горами. Теперь это поле битвы в гражданской войне в Эфиопии, которая вспыхнула 4 ноября между федеральным правительством и правителями Тыграй – Народно-освободительным фронтом Тыграй (НФОТ).

Когда преподаватель бежал в сторону Афара – соседнего штата, он увидел грузовики с федеральными солдатами, которые ехали в другую сторону. К тому времени, когда конвой достиг Аламаты, она была почти пуста. Большинство мирных жителей уже ушли, а вооруженные силы НФОТ отступали в горы.

16 ноября Федеральное правительство заявило, что его войска захватили Аламату, которая находится на восточной границе Тыграя и примерно в 120 км от региональной столицы Мекелле. Оно также утверждало, что захватило ключевые территории в западном Тыграе. Это говорит о том, что эфиопская армия атаковала по меньшей мере на двух фронтах с тех пор, как премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед приказал ей подавить то, что он называл вооруженным восстанием НФОТ. Но еще слишком рано предполагать, что эти ранние победы предвещают короткую или легко сдерживаемую войну.

На самом деле все ровно наоборот. Поскольку НФОТ столкнулся с трудностями на своих границах, он, по-видимому, попытался расширить конфликт, возможно, в надежде на то, что это усилит международное давление на федеральное правительство, чтобы оно согласилось на мирные переговоры, и что это даст НФОТ козыри, как только переговоры начнутся. 14 ноября НФОТ выпустил ракеты через границу по Асмэре, столице соседней Эритреи.

Это нападение грозит втянуть Эритрею в конфликт в Эфиопии всего через два года после того, как обе страны заключили мир. «Это была законная цель, – говорит Дебрецион Гебремихель, президент Тыграй. – Эфиопские войска использовали аэропорт Асмэра в Эритрее». Он также утверждал, что силы Тыграя отбиваются от 16 эритрейских дивизий на нескольких фронтах. Другие менее убеждены в этом. Тибор Надь, старший американский дипломат по Африке, осудил «неоправданные нападения НФОТ на Эритрею» и «усилия НФОТ по интернационализации конфликта».

Правительство Эритреи отрицает свое участие в конфликте в Эфиопии. Но мало кто сомневается, что президент этой страны Исайя Афверки хотел бы, чтобы Тыграй был разгромлен. Его неприязнь к НФОТ восходит к 1980-м годам, когда он был эритрейским повстанцем, сражавшимся вместе с НФОТ против марксистко-ленинского режима Дерг, который пал в 1991 году. В период с 1998 по 2000 год новая независимая Эритрея вела ожесточенную пограничную войну против Эфиопии, в которой теперь уже доминировали победители – НФОТ. Та война, возможно, стоила 100 000 жизней. Дебрецион (а также некоторые очевидцы) утверждают, что эритрейские солдаты участвовали в боях вблизи границы в последние дни. Как минимум, отступающим эфиопским войскам было позволено перегруппироваться на Эритрейской земле, прежде чем вернуться в бой.

НФОТ также нанес удар по территории Эфиопии, выпустив ракеты по двум аэропортам в Амхаре, втором по численности населения из десяти этнических региональных штатов Эфиопии. Тогда тысячи амхарских ополченцев, в основном крестьян с ржавыми автоматами Калашникова, двинулись в сторону Тыграя. Они сражаются бок о бок с федеральной армией, чтобы вытеснить войска НФОТ из спорных городов вблизи государственной границы. Участие этих региональных ополченцев в такой [этнически] разделенной стране, как Эфиопия, является рецептом этнического кровопролития. Есть некоторые признаки того, что оно уже началось. Возможно, сотни гражданских лиц, многие из которых были амхарами, оказались зарублены насмерть мачете и ножами 9 ноября в Май Кадре, как сообщает Amnesty International. Некоторые свидетели утверждали, что ответственность за убийства несут силы, лояльные НФОТ, хотя Amnesty International не смогла это подтвердить. Беженцы из Тыграя, отправившиеся в Судан из того же района, сообщили агентству «Рейтер», что на них напали люди из Амхары. Около 25 000 человек нашли убежище в Судане.

Опасения, что война может привести к разжиганию межэтнического конфликта в других частях Эфиопии, еще более усилились из-за притеснений тыграйцев в столице страны Аддис-Абебе и в других местах. Многим тыграйцам в спецслужбах, госслужбе и госучреждениях было сказано не выходить на работу. Возможно, сотни были задержаны. Рядовым тыграйцам было отказано в международных рейсах в аэропорту Аддис-Абебы и объявлено, что они не могут покинуть страну. Местные удостоверения личности в Эфиопии обычно показывают этническое происхождение гражданина, и сотрудники аэропорта проинструктировали эфиопских граждан показать их.

Обе стороны конфликта, возможно, надеялись, что он закончится быстро. После того как НФОТ приказал своим войскам сделать первые выстрелы при нападении на лагерь федеральных войск в Мекелле, они описали это как акт «упреждающей самообороны». Правительство Абия, со своей стороны, настаивает на том, что оно участвует в полицейской операции, направленной на «обеспечение верховенства закона». Но вражда и недоверие между двумя сторонами очень глубоки.

НФОТ, который почти 30 лет командовал федеральным правительством, до сих пор не смирился со своим свержением в 2018 году после того, как массовые протесты привели Абия к власти. После своего назначения на пост премьер-министра Абий отошел от НФОТ и начал выводить тыграйцев из государственных учреждений, в частности из армии и разведывательного управления, в которых они пользовались огромным влиянием, при том что они составляют менее 10% населения Эфиопии. Позже он обвинил НФОТ в подрыве хрупкого перехода Эфиопии к демократии путем вооружения оппозиционных групп (хотя он не представил никаких реальных доказательств этого утверждения) и нарушений федерального закона.

Напряженность обострилась, когда центральное правительство отложило выборы в начале этого года, сославшись на covid-19. НФОТ обвинил Абия в нарушении конституции и в сентябре провел свои собственные региональные выборы в провинции Тыграй. Федеральное правительство сочло это незаконным и продолжило сокращать федеральное финансирование региона Тыграй. НФОТ назвал это «объявлением войны».

Через две недели после начала настоящей войны НФОТ, похоже, немного меньше стремится бороться. Дебрецион призвал Африканский Союз и ООН осудить эфиопское наступление. Но правительство Абия заявляет, что не вступит в переговоры до тех пор, пока НФОТ не разоружится. Его правительство выдало ордера на арест лидеров НФОТ, включая Дебрециона. Федералы также отключили интернет и телефонную сеть в Тыграе и заблокировали поставки продовольствия и медикаментов. Федеральные военные самолеты обстреливали склады оружия и нефтебазы, а также, возможно, нанесли удары по некоторым гражданским лицам.

Многие эфиопы надеются, что война закончится к Рождеству. Есть несколько признаков, что так и будет.