Готова ли Турция вывести сирийских боевиков из Ливии

Вывод Турцией ограниченного числа сирийских ополченцев из Ливии направлен на то, чтобы избежать возможных обвинений в порче избирательного процесса в охваченной войной стране по мере приближения декабрьских выборов.

За последние недели Турция вывела ограниченное число сирийских боевиков из Ливии, но проблема присутствия иностранных войск и ополченцев в истерзанном войной государстве остается нерешенной всего за два месяца до выборов в стране.

Министр иностранных дел Ливии Наджла аль-Мангуш подтвердил вывод войск в начале октября, назвав это событие «очень скромным началом, предшествующим более масштабной и всеобъемлющей организации по выводу боевиков». Однако сообщения о новых перебросках боевиков под руководством Турции из Сирии в Ливию, похоже, перечеркивают это начало. Присутствие иностранных ополченцев завело в тупик Россию и Турцию, которые поддерживают соперничающие ливийские фракции в гражданской войне, длящейся уже десять лет.

Россия настаивает на выводе всех иностранных сил, включая турецкие войска и поддерживаемых Турцией ополченцев, и усиливает координацию с Египтом. Вывод поддерживаемых Турцией сирийских боевиков произошел на фоне переговоров о нормализации отношений между Турцией и Египтом в начале сентября – шаг, который рассматривается как жест доброй воли Анкары.

Согласно источникам, знакомым с процессом вывода войск, Турция вывезла сирийских боевиков, размещенных в Мисурате и Триполи, из страны тремя отдельными рейсами за последние два месяца. Источники сообщили «Аль-Монитор», что этот шаг был предпринят в рамках продолжающихся усилий по нормализации отношений между Турцией и Египтом.

По данным ливийских источников, из примерно 5 000 ополченцев, находящихся в стране, около 800 покинули страну по состоянию на 30 сентября. По данным Сирийского центра по правам человека (SOHR), число сирийских бойцов, выведенных из Ливии по состоянию на 13 октября, составляет около 520 человек.

Тем не менее организация также сообщает, что за тот же период времени в Ливию было направлено около 200 новых сирийских боевиков. По данным SOHR, турецкие власти попросили лидеров сирийской оппозиции держать своих людей в боевой готовности на случай новых поставок боевиков.

Между тем остается неизвестным, вывела ли Россия боевиков, связанных с российским частным военным подрядчиком «Вагнер», поддерживающим Ливийскую национальную армию Халифы Хафтара – главного соперника поддерживаемых Турцией сил (режима Триполи. – Прим.). Помимо сирийских бойцов, ЛНА Хафтара так же привлекает иностранных боевиков из Чада и Судана.

Ливийское перемирие, заключенное при посредничестве ООН 23 октября 2020 года, устанавливало трехмесячный срок для вывода всех иностранных сил из этого африканского государства, но срок не был соблюден. Турция и Россия предварительно договорились начать процесс вывода войск во время второй Берлинской конференции 23 июня 2021 года.

По данным SOHR, общее число сирийских боевиков, воюющих в Ливии, составляет около 7 000 человек. По данным ООН, общая численность всех иностранных сил в стране составляет 20 000 человек.

Между тем 8 октября соперничающие ливийские стороны согласовали план вывода всех иностранных бойцов и боевиков из страны, что специальный посланник ООН по Ливии Ян Кубис назвал прорывным достижением. План Женевских переговоров под эгидой ООН предусматривает постепенный, сбалансированный и одновременный вывод всех иностранных войск из страны.

Согласно Sky News Arabia, четыре этапа плана включают вывод иностранных войск с боевых позиций; размещение наблюдателей ООН; определение общего числа иностранных войск и боевиков; депортацию всех иностранных войск, которая должна быть завершена к 2023 году.

Однако наблюдатели по-прежнему настроены скептически. По мнению Джалеля Харчауи, эксперта по Ливии из Института Клингендейла в Гааге, последние события не способствуют реальным переменам.

Высказывания Мангуша создают иллюзию перемен, сказал Харчауи, но министр иностранных дел идет на поводу у премьер-министра Абдула Хамида Дбейбы, который имеет тесные связи с Турцией. «Отсутствие Мангуша на встрече в этом месяце с министрами в Бенгази, выступающими против политики Турции в Ливии, конкретно указывает на то, что сейчас Турция в гораздо большей степени поддерживает Дбейбу, – считает Харчауи. – Таким образом, она более склонна говорить, что все развивается в правильном направлении».

После вывода первой партии войск Мангуш встретилась со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу 15 октября в Анкаре перед конференцией Инициативы стабильности в Ливии, которая состоится 21 октября в Триполи, но подробности встречи остаются неизвестными.

Хотя Анкара кажется гибкой в вопросе вывода сирийских боевиков, она утверждает, что присутствие турецких войск в Ливии является частью двустороннего соглашения о военном сотрудничестве между Анкарой и правительством Триполи. Россия, в свою очередь, утверждает, что все иностранные силы, включая турецкие войска, должны быть выведены постепенно и синхронно. Обеим сторонам выгодна двусмысленность и нынешняя патовая ситуация.

Эта позиция России привела к противостоянию во время заседаний Совета Безопасности ООН по продлению мандата миссии ООН в Ливии, состоявшихся в начале октября. На возглавляемый Великобританией план вывода иностранных боевиков наложила вето именно Россия, которая предложила альтернативный план одновременного, сбалансированного и постепенного вывода всех иностранных сил из страны. В итоге стороны договорились продлить мандат миссии до 31 января 2022 года, но не смогли опубликовать совместное заявление.

Министр иностранных дел России подтвердил позицию Москвы после встречи со своим египетским коллегой Самехом Шукри в Москве. «Наша позиция ясна: это должно быть сделано поэтапно и синхронизировано, чтобы избежать любого риска подрыва существующего баланса сил», – сказал Сергей Лавров во время совместной пресс-конференции 4 октября.

Некоторые группировки, лояльные поддерживаемому Турцией ливийскому триполитанскому Правительству национального единства, также считают турецкое присутствие в Ливии проблематичным. «Раньше мы контролировали позиции, а сегодня нас лишили всего, – сказал Салах Бади, командир бригады аль-Сомуд, газете Asharq Al-Awsat. – Мы теперь ничего не контролируем, а Турция теперь контролирует все, даже внешнюю политику».

Частичный вывод сирийских боевиков представляется тактическим и вводящим в заблуждение шагом, направленным на то, чтобы ослабить давление на Турцию в преддверии выборов в Ливии 24 декабря. Но если разворачивающиеся события нарушат график выборов, Анкара скорее всего будет нести ответственность за их исход и будет еще больше втянута в этот спор.