Глобальный финансовый надзор внес Турцию в серый список
На фоне высокой инфляции, широко распространенной безработицы среди молодежи и углубляющейся бедности экономическая ситуация в стране выглядит все более мрачной.
На фоне высокой инфляции, широко распространенной безработицы среди молодежи и углубляющейся бедности экономическая ситуация в стране выглядит все более мрачной.
Глобальная финансовая организация, известная как «Группа разработки финансовых мер для борьбы с отмыванием денег», или FATF, объявила сегодня, что Турция добавлена в «серый список» стран, подлежащих повышенному контролю в связи с финансированием терроризма, отмыванием денег и институциональной коррупцией.
Этот шаг еще больше подпортит имидж Турции и, вероятно, ослабит лиру, которая уже упала сегодня до нового минимума после более значительного, чем ожидалось, снижения ставки центрального банка на 2%. На фоне все более громких антизападных заявлений авторитарного президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана Турция начинает больше походить на Иран, чем на ценного члена НАТО.
FATF заявила, что, несмотря на «некоторый прогресс во всех проблемных областях», у Турции есть серьезные проблемы.
Наблюдательный орган, состоящий из 39 членов, не уточнил, что это за проблемы, из-за которых Турция, наряду с Мали и Иорданией, оказалась в компании 22 других стран в сером списке.
Турция уже некоторое время находится на заметке на фоне целого ряда обвинений, уличающих соратников Эрдогана в незаконном обороте наркотиков, торговле нефтью за золото и других незаконных сделках с режимом Мадуро в Венесуэле, а также в других видах преступной деятельности. В докладе Европола и Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (EMCDDA) за 2019 год отмечается, что турецкие организованные преступные группировки все чаще создают собственные операции по транспортировке кокаина напрямую из Латинской Америки в Европу.
В то же время министерство финансов США с апреля 2019 года включило в список семь групп лиц, находящихся в Турции, за предоставление ряда финансовых услуг и услуг по содействию перемещениям для членов «Аль-Каиды», ИГИЛ (обе организации запрещены в России) и других террористических сетей.
«Внесение Турции в серый список еще больше испортит имидж страны как разрешительной юрисдикции для незаконной финансовой деятельности, – сказал Айкан Эрдемир, старший директор программы по Турции в Фонде защиты демократий, вашингтонском аналитическом центре. – Это решение усугубит отток капитала из экономики, которая в последние несколько лет испытывает чистый отток капитала». В 2020 году объем прямых иностранных инвестиций составил $5,7 млрд по сравнению с пиком в $19 млрд в 2007 году, когда Эрдоган и Партия справедливости и развития были заняты проведением демократических и финансовых реформ на заблокированном пути к полноправному членству в Европейском союзе.
Спустя 14 лет экономика Турции закрутилась в нисходящую спираль. С начала этого года лира потеряла 20% своей стоимости по отношению к доллару США. После сегодняшнего заявления центрального банка она потеряла еще 2%, достигнув рекордно низкого уровня в 9,50 турецких лир за доллар США. Считается, что банк уступил давлению Эрдогана, который на прошлой неделе уволил трех членов комитета по денежно-кредитной политике из-за их сопротивления снижению процентных ставок. Он уже уволил трех руководителей ЦБ по той же причине, поскольку, вопреки широко распространенному мнению об обратном, он утверждает, что именно высокие процентные ставки провоцируют высокую инфляцию. (Все мейнстримные экономисты думают иначе. Эрдоган постоянно настаивает на снижении процентных ставок, что ведет к росту инфляции. – Прим.).
В сочетании с растущей инфляцией, которая в настоящее время составляет 20%, широко распространенной безработицей среди молодежи и углубляющейся бедностью картина выглядит все более мрачной.
Оя Озарслан, представитель международной наблюдательной организации Transparency International, сказала: «В результате всего этого Турция может столкнуться с санкциями со стороны Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития или с трудностями в получении кредитов от них». Частные инвесторы в свою очередь также будут сторониться Турции. В 2020 году Турция заняла 86-е место среди 189 стран по индексу восприятия коррупции Transparency International. «Турция вместе с Венгрией откатилась назад за последние восемь лет», – сказал Озарслан в интервью «Аль-Монитору».
Серый список предназначен для того, чтобы предупредить страны о том, что они должны либо привести себя в порядок, либо рискуют оказаться в черном списке наряду с Ираном и Северной Кореей. Это также первый признак того, что банковский сектор страны, попавшей в список, не может или не имеет достаточных проверок для предотвращения отмывания денег или финансирования терроризма. Это, в свою очередь, означает, что ведение бизнеса с финансовыми учреждениями стран, включенных в серый список, создает повышенный риск незаконного финансирования. (Это делает банки страны токсичными для иностранного капитала. – Прим.).
Согласно протоколам FATF, страны, попавшие в серый список, обязуются решить указанные проблемы. Однако до сих пор Турция мало что сделала для этого. В августе правительство приняло закон о борьбе с теневой практикой бенефициарного владения, когда основной владелец активов какой-либо компании, получающий основную выгоду от ее доходов, скрывается за другим именем. Озарслан отметила, однако, что эта мера слабая и трудновыполнимая. Даже когда принимаются более жесткие законы, они редко выполняются, добавила она.