Главу турецкого ЦБ могут уволить за кумовство

Первой женщине-главе центрального банка Турции грозит увольнение на фоне обвинений в кумовстве.

Хафизе Гайе Эркан, экономист с принстонским образованием, которую в прошлом году привлекли к управлению экономикой Турции, может стать шестым главой центрального банка, уволенным за последние пять лет на фоне обвинений в непотизме, в которых замешан ее отец. Это может подорвать доверие инвесторов, в то время, правительство пытается восстановить экономическую стабильность в условиях растущей инфляции и ослабления валюты.

Вопрос, который все чаще поднимают в Турции - не "если", а "когда" - то есть, случится ли это до муниципальных выборов 31 марта, на которых президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган надеется отвоевать Стамбул у оппозиции, или после.

Предположения о том, что первый в истории Турции глава центрального банка будет отправлен в отставку, возникли после публикации 18 января статьи в прооппозиционной ежедневной газете Sozcu. Издание сообщило, что сотрудница центрального банка утверждает, что ее несправедливо уволил отец Хафизе - Эрол Эркан, человек, который даже не занимает никакой офциальной должности в банке и поэтому не имеет права предпринимать подобные действия.

Бусра Бозкурт обратилась в президентское управление, занимающееся рассмотрением подобных жалоб, 5 января, заявив, что он уволил ее после того, как она отказалась уйти с работы в протокольном отделе банка, чтобы стать личным помощником его дочери.

Продолжающиеся претензии

Затем последовали заявления о том, что отец Эркан постоянно отдавал распоряжения служащим, указывал сотрудникам, что делать, а в одном случае дал пощечину официанту, обслуживавшему столовую банка. Но это еще не все. Социальный центр банка на курорте вблизи портового города Измир на Эгейском море перешел в собственность семьи Эркан. Заместителя управляющего заставили переехать из своего кабинета, чтобы освободить место для няни и годовалого сына управляющего, которого Хафизе Эркан, по всей видимости, до сих пор кормит грудью. Среди других предполагаемых привилегий ее родителей - личный телохранитель, служебный автомобиль и водитель.

В сообщении от 18 января на сайте X, социальной сети, ранее известной как Twitter, 45-летняя бывшая сотрудница банка Goldman Sachs, Хафизе Эркан, решительно опровергла эти утверждения, назвав их необоснованными и "наносящими ущерб доверию к нашему банку", и поклялась принять судебные меры против тех, кто их распространяет. С тех пор она не делала никаких публичных заявлений.

Радиомолчание

Зловещим предзнаменованием выглядит то, что Мехмет Шимшек, министр финансов и казначейства, который был назначен вместе с Эркан, не встал на ее защиту. Он хранит молчание, пока в адрес Хафизе летят все новые обвинения. Единственной реакцией стало отрицание его кабинетом того, что Шимшек был их источником. Что еще более зловеще, Эрдоган также не дал никаких комментариев по этому вопросу, а ведь именно ему принадлежит последнее слово.

Одна из сенсаций заключается в том, что Хафизе Эркан уволила сотрудника банка, который оказался одноклассником младшего сына Эрдогана Билала в исламской школе подготовки священнослужителей. Через два дня он был восстановлен в должности, но, по сообщениям турецких СМИ, предполагаемое увольнение стало погибелью для Эркан.

Не помогло и то, что Хафизе Эркан "жила припеваючи" на Манхэттене, где она более двух недель проводила встречи с инвесторами, и то, что ее отец, по сообщениям, присоединился к ней во время разгорающегося скандала. Сейчас она вернулась в Анкару, где, как ожидается, будет председательствовать на ежемесячном заседании комитета по денежно-кредитной политике банка, которое запланировано на 24 января.

По общему мнению, Эркан была проблемой с самого начала, демонстрируя поведение, подобное поведению примадонны, и действия ее отца стали последней каплей. Слухи о недовольстве уже давно просачивались в финансовое сообщество, но молчание сохранялось, дабы не подвергать риску имидж турецкого ЦБ, а вместе с ним и восстановление экономики.

Ее репутация опережала ее. Взаимодействие Эркан с коллегами во время ее предыдущей работы в First Republic, обанкротившемся американском банке, было названо "токсичным" в очерке о ней в Financial Times.

Грядущие перемены?

Главный вопрос заключается в том, не предвещает ли волнение вокруг нее очередного разворота политики, который поможет Эрдогану одержать крупную победу на выборах, но подорвет растущее доверие инвесторов, которое было вызвано дуэтом Шимшек-Эркан.

Будучи правоверным мусульманином, Эрдоган называл процентные ставки "матерью и отцом всего зла", утверждая, что высокие ставки вызывают инфляцию, в то время как большинство экономистов убеждены в обратном. В конце концов он сдался, когда курс национальной валюты начал перемещаться от одного исторического минимума к другому по отношению к доллару США на фоне растущей тревоги по поводу суверенного дефолта.

Тимоти Эш, стратег BlueBay Asset, внимательно следящий за Турцией, сказал Al-Monitor, что он не ожидает никаких изменений в политике, независимо от судьбы Эркан. Она "либо останется на своем месте, либо будет заменена одним из столь же ястребиных заместителей управляющего. К счастью, скамейка запасных с точки зрения управленческой команды в центральном банке сейчас очень сильна".

Эш считает, что будет проведено расследование, и если будут выявлены правонарушения, в зависимости от их масштабов, она может быть вынуждена уйти в отставку.

Эрдал Саглам, финансовый журналист, раскрывший многие подробности этого дела, сказал Al-Monitor: «Чем дольше будут звучать эти обвинения, тем больше вероятность того, что они отразятся на экономике».

По данным оппозиционной газеты Evrensel, имена потенциальных преемников уже начали циркулировать, причем два ее заместителя, Джевдет Акчай и Хатиче Карахан, называются наиболее вероятными кандидатами на ее место.

Вольфанго Пикколи, сопрезидент лондонской консалтинговой компании Teneo, считает, что Эрдоган, скорее всего, не захочет увольнять Эркан перед местными выборами. «Увольнение главы [центрального банка] может вызвать волатильность на рынке, что поставит под угрозу планы Эрдогана по дальнейшему укреплению своей власти», - указал Пикколи в аналитической записке.