Где были США, когда Иран и Саудовская Аравия восстанавливали связи?
Сделка между Саудовской Аравией и Ираном является важным событием на Ближнем Востоке.
Сделка между Саудовской Аравией и Ираном является важным событием на Ближнем Востоке.
Новость о том, что Иран и Саудовская Аравия согласились восстановить отношения, застала многих политиков врасплох, и некоторые считают, что это может бросить тень на возможность прогресса в отношениях Израиля и Саудовской Аравии.
О сделке, посредником в которой выступил Китай, было объявлено после четырех дней ранее не разглашавшихся переговоров в Пекине между высшими должностными лицами по вопросам безопасности двух соперничающих ближневосточных держав.
Это произошло всего через несколько дней после того, как Wall Street Journal сообщил, что мир между Саудовской Аравией и Израилем зависит от помощи Вашингтона в развитии саудовской гражданской ядерной программы и предоставления гарантий безопасности.
Что это означает для Ближнего Востока?
Хотя все критики ирано-саудовской сделки могут быть правы, было бы разумно призвать Израиль к осторожности в дальнейших действиях. Правительству этой страны следовало бы приветствовать сделку с осторожностью, но при этом сделать необходимые выводы.
Прежде всего, тот факт, что Китай выступил посредником в сделке между двумя ближневосточными державами, говорит кое-что о США. Китай является соперником Америки, и эти страны (Иран и Саудовская Аравия) десятилетиями боролись за влияние на регион. Способность Китая вступить в ирано-саудовское противостояние является результатом вакуума, образовавшегося из-за отсутствия участия США в регионе.
Не секрет, что администрация Байдена – и администрация Обамы до него – рассматривала свою роль как уход с Ближнего Востока. Обама сделал это, установив «красные линии» в Сирии, которые так и не были выполнены, что позволило России войти в страну. Администрация Байдена сделала то же самое, дав понять саудовцам и эмиратцам, что они предоставлены сами себе, когда речь идет о борьбе с хуситами (проиранскими повстанцами) в Йемене.
Китай обошел США на Ближнем Востоке, и это будет иметь последствия для Израиля, чей союз с Америкой напрямую влияет на его собственное положение в регионе. Когда США сильны и воспринимаются как вовлеченные в дела региона, это расширяет возможности Израиля и наоборот.
С другой стороны, Израилю придется подождать и посмотреть, означает ли нормализация отношений между Ираном и Саудовской Аравией, что Эр-Рияд будет иметь больше влияния и связей, когда дело дойдет до обуздания Ирана.
Когда Иран становится более агрессивным, будь то торговля оружием в Ливане или Йемене или дестабилизация Ирака и Сирии, тогда под угрозой оказываются и Израиль, и Саудовская Аравия. Саудовская Аравия глубоко озабочена новостями из Йемена и Ливане, а также из Ирака и Сирии; и это означает, что действия Ирана будут в центре внимания после заключения соглашения.
Мы должны приветствовать дипломатию как путь к миру и стабильности в регионе. В то же время мы должны ясно дать понять, что «красные линии» в отношении производства [Ираном] ядерного оружия остаются такими же, как и в прошлом.
Со стороны Израиля интерес заключается в том, чтобы сохранить зарождающиеся и потенциальные связи с Саудовской Аравией. Как мы видели на примере примирения с Турцией, у которой теплые отношения с Тегераном, отношения могут развиваться по разным направлениям.
Сделка между Саудовской Аравией и Ираном – это важное событие на Ближнем Востоке. Сидеть в стороне, как делает администрация Байдена – неразумная политика; другие игроки заполнят пустоту.