Эрдоган сменил министра торговли Турции в ходе громкого скандала

Согласно президентскому указу Рухсар Пеккан, самая известная женщина в кабинете министров, была заменена на посту министра торговли Мусом, который близок к бывшему министру финансов и зятю Эрдогана Берату Албайраку – вызывающему разногласия партийному дея

В среду президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган назначил видного члена правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) Мехмета Муса министром торговли и разделил еще одно министерство на два, что должно стать первым шагом в ожидаемой более широкой перетасовке кабинета.

Указ, опубликованный в официальной газете, не давал никаких объяснений переменам, но был опубликован после того, как оппозиционные политики обвинили министерство Пеккан в покупке поставок у ее собственной семейной компании и призвали ее уйти в отставку.

Министерство торговли подтвердило, что была произведена покупка дезинфицирующих средств, но заявило во вторник, что выбор был основан только на цене, а не на названии компании, производящей продажу.

В заявлении говорилось, что продажа на сумму около 500 000 лир (62 000 долларов) была осуществлена в соответствии с соответствующими правилами.

Внезапные перемены, произведенные Эрдоганом, происходят на фоне спекуляций по поводу более широких перестановок в кабинете министров после того, как в ноябре он сменил высшее экономическое руководство страны, включая главу центрального банка.

Высокопоставленный правительственный чиновник сообщил агентству «Рейтер», что дальнейшие изменения в четырех или пяти министерствах ожидаются после священного для ислама месяца Рамадан, который заканчивается в середине мая.

«В целом ожидались кадровые перестановки в кабинете министров, и это остается в силе до сих пор. Но инцидент с дезинфекторами Пеккан был неприемлемым», – сказал чиновник, добавив, что окончательное решение о любых дальнейших изменениях примет Эрдоган.

СОЮЗНИКИ АЛБАЙРАКА

Мус, член правящей партии с 2011 года, был заместителем председателя, отвечающим за экономику. Он был одним из первых, кто защищал Албайрака и призывал его остаться на своем посту, когда Албайрак внезапно ушел с поста министра финансов в ноябре.

Но быстрые перемены за последние два месяца во влиятельных государственных и финансовых институтах оставили других союзников Албайрака на первых ролях, включая Салима Арду Эрмута, нового исполнительного директора Turkey Wealth Fund.

Иностранные инвесторы отступили из Турции из-за неортодоксальной финансовой политики, проводившейся под наблюдением Албайрака, включая продажу около 128 миллиардов долларов иностранной валюты через государственные банки в 2019 и 2020 годах, что сильно истощило резервы центрального банка.

«Мус был близок к Албайраку, – сказал человек, близкий к ПСР, на условиях анонимности. – Ожидание перестановок в кабинете министров не закончилось этим шагом. Президент разбирается со сроками».

Согласно указу, Эрдоган также создал два новых министерства, разделив министерство семьи, труда и социальной политики на два отдельных министерства.

Он назначил Дери Яник министром семьи и социальной политики, а Ведата Билгина – министром труда и социального обеспечения, заменив Зехру Зумрут Сельчук.

Президент Турции Эрдоган считает оппозиционную кампанию, направленную на обсуждение вопроса о продаже валюты, государственной изменой.

Эрдоган заявил в среду, что оппозиционная политическая кампания, связанная с попытками выяснить, как были приняты и реализованы решения о продаже около 128 миллиардов долларов валютных резервов центрального банка, является «откровенной изменой народу Турции».

Выступая перед членами своей правящей партии, Эрдоган также заявил, что если турки хотят сохранить свои сбережения в иностранной валюте или золоте, то правительство не может заставить их поступить иначе.

Местные валютные и золотые запасы достигли рекордных максимумов в последние годы, поскольку все больше турок конвертировали в них свои сбережения, чтобы защитить себя от инфляции и слабой лиры.

Главная оппозиционная партия в последние недели усиливает кампанию по выяснению вопроса о том, что же произошло с примерно 128 миллиардами долларов валютных продаж через государственные банки в 2019 и 2020 годах, что сильно истощило резервы центрального банка.