Эфиопия пытается разделить Судан и Египет на переговорах по плотине на Ниле

Состоялись двусторонние переговоры между Суданом и Эфиопией. На них присутствовали официальные лица двух стран.

Состоялись двусторонние переговоры между Суданом и Эфиопией. На них присутствовали официальные лица двух стран. Это случилось впервые с тех пор, как Аддис-Абеба вступила на путь получения электроэнергии от своей спорной гигантской гидроэлектрической плотины.

Представители Египта на встрече не присутствовали.

3 марта в столице Судана Хартуме состоялись переговоры между исполняющим обязанности министра ирригации и водных ресурсов Дау Аль-Баит Абдул-Рахманом и послом Эфиопии в Хартуме Петалом Амиру в присутствии официальных представителей министерства ирригации и иностранных дел Судана.

Встреча проходит в то время, когда международный импульс для оказания помощи трем странам в преодолении их разногласий ослабевает на фоне озабоченности Запада событиями в Украине.

Эфиопия объявила 20 февраля о начале выработки электроэнергии с помощью плотины, которую Аддис-Абеба строит на Голубом Ниле, главном притоке реки Нил, и этот шаг был осужден двумя странами, расположенными ниже по течению.

Египет и Судан осудили односторонние решения Эфиопии, связанные с заполнением и эксплуатацией плотины (ГЭРД), и заявили, что начало выработки электроэнергии является нарушением Декларации о принципах, подписанной тремя странами в 2015 году и запрещающей любой из них принимать односторонние меры, связанные с использованием воды реки.

Впоследствии Эфиопия осудила позицию Египта и Судана. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Эфиопии Дина Муфти на пресс-брифинге 24 февраля заявил, что Декларация принципов не обязывает его страну прекратить строительство плотины и выработку электроэнергии. Он подчеркнул, что обвинения стран, расположенных ниже по течению, безосновательны.

Абдул-Рахман сказал эфиопскому послу, что у Хартума есть опасения по поводу ГЭРД, которые могут быть преодолены только путем заключения обязательного соглашения, учитывающего интересы трех стран.

Он подтвердил позицию Судана, отказавшегося скрывать информацию о наполнении и эксплуатации эфиопской плотины.

Суданское агентство новостей (SUNA) цитирует Амиру, который заявил, что его страна заинтересована в двусторонних отношениях с Суданом и видит необходимость их развития. Он также подчеркнул, что Эфиопия с пониманием относится к озабоченности Судана в связи с эксплуатацией плотины.

Эфиопский посол выразил надежду на возобновление переговоров между тремя странами, высоко оценив «позитивную позицию» Судана во время предыдущих раундов переговоров и стремление Хартума достичь удовлетворительного соглашения между тремя сторонами.

Прошедшие обсуждения, по-видимому, являются частью более широких усилий, предпринятых министром ирригации Судана в попытке оживить зашедшие в тупик переговоры. В начале марта Абдул-Рахман принял посла Египта в Хартуме Хоссама Иссу и во время встречи подчеркнул необходимость достижения взаимопонимания между тремя странами, которое позволит наладить новый эффективный переговорный процесс.

В ходе встречи египетский посол передал суданскому министру послание от его коллеги, министра ирригации Египта Мохамеда Абдель-Ати, в котором тот подтвердил полную готовность Каира к сотрудничеству и координации с Суданом во всех областях, включая вопрос плотины.

На переговорах, проводимых под эгидой Африканского союза с июня 2020 года, не удалось достичь трехстороннего соглашения о наполнении и эксплуатации плотины. Каир и Хартум потребовали от Аддис-Абебы прекратить заполнение водохранилища плотины до достижения соглашения.

Ахмед аль-Муфти, бывший член суданской делегации на переговорах по Большой эфиопской плотине возрождения (ГЕРД), сказал Аль-Монитору, что Эфиопию беспокоит координация действий между Египтом и Суданом в связи с кризисом, вызванным плотиной.

9 февраля пресс-секретарь Министерства иностранных дел Эфиопии Дина Муфти заявил, что «позиция Судана по ГЕРД служит интересам третьей стороны, а не суданцев», имея в виду Египет.

Муфти отметил, что Аддис-Абеба принимает стратегию, направленную на сглаживание координации между Египтом и Суданом, проводя встречи только с суданской стороной.

Он сказал, что односторонняя встреча Судана с эфиопскими чиновниками вызывает подозрения у египетской стороны и негативно сказывается на судано-египетских водных отношениях. Однако он не ожидает, что Эфиопия достигнет своей цели, отметив, что «интересы Судана совпадают с интересами Египта, поскольку две страны высказывают ряд общих опасений, включая безопасность плотины и водную безопасность двух стран».

Поддержка Суданом проекта плотины во время правления бывшего президента Омара аль-Башира дала Эфиопии легитимность продолжения процесса строительства. Однако это также вызвало напряженность в и без того не очень стабильных суданско-египетских отношениях. На них повлияло несколько факторов, главным из которых является спор двух стран о принадлежности пограничного треугольника Халаеб.

До свержения Башира в 2019 году позиция Судана в споре о плотине была противоположной позиции Египта. После того, как Совет суверенитета Судана взял на себя бразды правления, позиция Хартума постепенно изменилась и стала более близкой к позиции Египта.

С тех пор отношения между Египтом и Суданом значительно улучшились, официальные лица двух стран обменялись официальными визитами и даже приступили к беспрецедентному военному сотрудничеству, включая подписание совместных соглашений в области подготовки кадров и охраны границ. Добавьте к этому совместные воздушные маневры, проводимые суданской и египетской армиями. Однако такое военное сближение двух стран вызвало гнев Аддис-Абебы.

Летом 2021 года Каиру и Хартуму удалось добиться включения вопроса о ГЕРД в повестку дня Совета Безопасности ООН, несмотря на то, что Эфиопия отвергла этот шаг. Впоследствии Совет Безопасности опубликовал заявление председателя, призывающее три страны продолжить переговоры под эгидой Африканского союза, который с тех пор безуспешно пытался возобновить переговоры.

Египту и Судану неоднократно не удавалось убедить Эфиопию согласиться на юридическое соглашение, регулирующее процесс заполнения и эксплуатации плотины, а также метод ее работы в засушливые годы, когда выпадает меньше осадков, и в это время количество воды, которую Аддис-Абеба будет сбрасывать в страны, расположенные ниже по течению, уменьшается.

Египет и Судан призывают к созданию эффективного и обязательного механизма для разрешения будущих споров, в то время как Эфиопия настаивает на соглашении с необязательными рекомендациями.

Мохамед Хеир Омер, эритрейско-норвежский политический аналитик, специализирующийся на Африканском Роге, сказал «Аль-Монитору», что Эфиопия считает Египет серьезной проблемой в переговорах по плотине.

Он заметил: «Эфиопия последовательно заявляла, что у нее нет проблем с Суданом, и всегда утверждала, что другие силы – отсылка к Египту – подталкивают Судан к конфронтации с Эфиопией».

9 февраля Амиру заявил о готовности его страны возобновить диалог по спорным вопросам с Хартумом.

На встрече с исполняющим обязанности министра иностранных дел Судана послом Али аль-Садиком в Хартуме он подчеркнул, что между двумя странами есть позитивные сдвиги в отношении ГЭРД и пограничного спора.

В заявлении, опубликованном после встречи, Министерство иностранных дел Судана сообщило, что обе стороны обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес, и пути укрепления двусторонних отношений.

Заявления Амиру последовали после двухдневного визита заместителя председателя Суверенного совета Судана Мохамеда Хамдана Дагало, обычно именуемого Хемети, в Эфиопию 22-23 января для встречи с премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом.

«Визит в Эфиопию является частью борьбы за власть между председателем Совета суверенитета Абдель Фаттахом аль-Бурханом, представителем военных, и его заместителем Хемети, который возглавляет мощные военизированные Силы быстрого реагирования», – сказал Омер.

Он добавил: «Эфиопия видит, что по вопросу ГЕРД легче иметь дело с Хартумом, чем с Каиром. При этом, Бурхан ближе к Египту».

Тизиана Корда, бывший научный сотрудник программы по Африке в Итальянском институте международных политических исследований, сказала «Аль-Монитору», что Хемети занимает более мягкую позицию по вопросу о ГЕРД и пограничном споре с Эфиопией.

Она добавила: «Затянувшаяся нестабильность в Судане после военного переворота 25 октября вызвала не только внутренние экономические последствия, но и региональные. Некоторые из них касаются отношений с мировыми державами – например, с Россией – но также и отношений с региональными странами, включая Эфиопию».

Хотя Хемети позволил Бурхану руководить политической сценой после военного переворота, свергнувшего гражданских партнеров в правительстве, в последнее время он проявляет активность и пытается играть большую роль как внутри страны, так и на уровне суданской внешней политики. С начала этого года он совершил целый ряд визитов, в том числе в Россию, Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопию и Южный Судан.

Эфиопия утверждает, что плотина стоимостью 5 миллиардов долларов, строительство которой завершено более чем на 80% и которая является крупнейшей в Африке, имеет огромное значение для ее экономического развития и обеспечения энергией. Однако Египет считает, что плотина представляет серьезную угрозу для его запасов воды Нила, от которых он почти полностью зависит в удовлетворении своих потребностей в пресной воде.

Судан, который видит выгоду от плотины в регулировании вод Голубого Нила и получении выгоды от вырабатываемой ею электроэнергии, добивается гарантий ее безопасной и надлежащей эксплуатации, чтобы сохранить свои плотины, включая плотину Розрейрес, крупнейшую из плотин Судана.

Трехсторонние переговоры остаются в тупике с начала апреля 2021 года, когда стороны не смогли достичь какого-либо прогресса на встрече в Киншасе, столице Конго, и обменялись обвинениями, заявив, что каждая сторона несет ответственность за препятствование переговорам.

«Я сомневаюсь, что в ближайшее время будет достигнуто удовлетворительное соглашение по ГЭРД, а в связи с засухой на Африканском Роге уровень воды в Ниле может понизиться, и тогда Египет почувствует удар», – заключил Омер.