Дональд Трамп готовится к новой масштабной торговой войне с Китаем
Бывший президент обсудил с советниками введение 60-процентных тарифов, которые наверняка разозлят Пекин и, по общему мнению, могут вызвать глобальную торговую войну.
Бывший президент обсудил с советниками введение 60-процентных тарифов, которые наверняка разозлят Пекин и, по общему мнению, могут вызвать глобальную торговую войну.
Публично кандидат в президенты одобрил понижение торгового статуса Китая с Соединенными Штатами — шаг, который приведет к резкому росту тарифов между двумя крупнейшими экономиками мира. Отмена статуса Китая как «страны наибольшего благоприятствования» в торговле, — статуса, который применяется почти ко всем странам, с которыми торгуют Соединенные Штаты, может привести к тому, что федеральные тарифы на китайский импорт составят более 40 процентов, согласно одному из аналитических исследований.
Трамп предложил ввести 10-процентные тарифы почти на все 3 триллиона долларов годового импорта из всех стран, включая Китай.
В частном порядке Трамп обсуждал с советниками возможность введения плоского 60-процентного тарифа на весь китайский импорт, по словам трех человек, знакомых с этим вопросом, которые говорили на условиях анонимности, чтобы не раскрывать частные разговоры.
Все эти варианты приведут к огромным сбоям в американской и мировой экономике, которые намного превзойдут последствия торговых войн первого срока Трампа, считают экономисты обеих партий. Хотя на посту президента Трамп часто хвалил Си Цзиньпина и подписал торговое соглашение с Китаем в 2020 году, сейчас Трамп неоднократно поносит Пекин во время предвыборной кампании и обещает занять более жесткую позицию, чем президент Байден.
Решимость Трампа усилить торговую борьбу с Пекином отражает растущие экономические ставки на выборах 2024 года, поскольку бывший президент, похоже, все больше уверен в победе кандидата от республиканцев. Трамп выдвинул несколько причудливых новых идей для своего второго срока — например, строительство «Городов свободы» в разных частях США с летающими автомобилями — но в основном он сосредоточился на активизации политики, которую проводил во время своего первого срока, такой как жесткое ограничение иммиграции, сокращение корпоративных налогов и новые разрушительные тарифы для торговых партнеров США.
«Торговая война 2018-2019 годов нанесла огромный ущерб, а эта будет настолько масштабной, что с ней даже трудно сравниться», — говорит Эрика Йорк, старший экономист Tax Foundation, праволиберального аналитического центра, выступающего против тарифов. «Это угрожает разрушить и раздробить мировую торговлю до такой степени, какой мы не видели уже несколько столетий».
Представитель кампании Трампа не ответил на просьбу о комментарии.
Байден в основном поддерживает тарифы, которые Трамп ввел против Китая в качестве президента в 2018 году, а также ввел новые ограничения на китайскую экономику, включая ограничения на полупроводники и другое производственное оборудование.
Однако Трамп обещает пойти гораздо дальше. В Белом доме и во время предвыборной кампании Трамп утверждал, что тарифы на импорт укрепляют отечественную промышленность и одновременно приносят доход федеральному правительству, игнорируя — или отвергая — экономистов обеих партий, которые говорят, что они повышают расходы американских потребителей и производителей. Трамп неоднократно хвастался тем, что благодаря тарифам его первого срока в американскую казну поступили миллиарды долларов, хотя за время своего первого срока он увеличил государственный долг примерно на 8 триллионов долларов за счет увеличения расходов и снижения налогов.
Он также одобрил выделение примерно 30 миллиардов долларов на компенсацию ущерба фермерам, пострадавшим от ответных тарифов, введенных Китаем.
Несмотря на дестабилизирующее воздействие тарифов на мировую и американскую экономику, Трамп пообещал резко расширить их применение во второй срок. Он предложил ввести «универсальный базовый тариф» практически на весь импорт, то есть на товары стоимостью около 3 триллионов долларов, что означает более чем девятикратное увеличение количества товаров, облагаемых тарифами, по сравнению с его первым сроком. Он также говорил о том, чтобы продвинуть закон об автоматическом введении Соединенными Штатами «ответных» тарифов, равных тарифам всех стран на американский экспорт, что почти наверняка приведет к резкому усилению торговых войн.
Но планы Трампа в отношении Китая могут оказаться самыми драматичными и самыми разрушительными. Как публично, так и в частном порядке Трамп говорил о своих китайских тарифах как о ключевом достижении своего первого срока — несмотря на противодействие многих республиканцев — и поклялся удвоить этот подход, если будет избран снова.
По состоянию на ноябрь Китай был третьим по величине торговым партнером США, уступая только Мексике и Канаде, и на его долю приходилось 11,7 процента от общего объема внешней торговли США.
«Я противостоял коммунистическому Китаю, как ни одна администрация в истории, благодаря чему сотни миллиардов долларов поступали в нашу казну, когда ни один другой президент не получал от Китая даже буквально 10 центов», — заявил Трамп в Нью-Гэмпшире перед тем, как победить на праймериз в этом штате. Он добавил: «Никто даже не пытался. Мы получили сотни миллиардов долларов».
Большинство экономистов утверждают, что эти расходы в основном оплачивали американские потребители и фирмы.
Американские потребители и компании, вероятно, понесут основную тяжесть от возобновления торговой войны с Китаем. В докладе, подготовленном по заказу Американо-китайского делового совета, Oxford Economics в ноябре обнаружила, что прекращение постоянных нормальных торговых отношений с Китаем обойдется американской экономике в 1,6 триллиона долларов и приведет к потере более 700 000 рабочих мест. Несколько видных республиканцев в Конгрессе также поддержали эту меру.
В 2022 году, последнем году, когда были доступны данные, Соединенные Штаты импортировали из Китая товаров на сумму около 550 миллиардов долларов. В настоящее время средняя ставка тарифов на эти товары составляет около 12 процентов — Трамп ввел 25-процентные тарифы на товары на сумму около 150 миллиардов долларов и еще 7,5 процента на 100 миллиардов долларов, а остальной импорт из Китая облагался в среднем по 2-3-процентной ставке, сказал Йорк из Tax Foundation.
Адам Позен, президент вашингтонского Института международной экономики имени Петерсона, назвал торговые предложения Трампа «безумием» и заявил, что подобные меры по ограничению китайского импорта навредят американским компаниям, лишив их миллиардов потенциальных клиентов.
«Если администрация Трампа введет гораздо более высокие тарифы на импорт из Китая, американские компании потеряют большую часть своей доли рынка как в Китае, так и во многих третьих странах», — сказал Позен.
Трамп и его защитники часто утверждают, что тарифы в первую очередь служат стратегическим инструментом, чтобы заставить иностранных противников скорректировать обманные торговые практики. Сейчас политики обеих партий утверждают, что экономическая политика Китая — в том числе искусственное обесценивание его валюты для поддержки экспорта — подорвала американское производство, и Трамп иногда рассуждает о тарифах как о способе заставить Пекин изменить курс.
«Он считает, что тарифы, которые он ввел в свой первый срок, принесли американскому народу большой доход, — сказал Ньют Гингрич, бывший спикер палаты представителей GOP и внешний советник бывшего президента. — Из личных бесед с Трампом я знаю, что он глубоко убежден в том, что наличие такого инструмента, как тарифы, позволяет вести переговоры с позиции силы, поскольку у нас по-прежнему самый большой рынок в мире».
Налоговый фонд обнаружил, что тарифы Трампа — большинство из которых были сохранены администрацией Байдена — сократили долгосрочную заработную плату на 0,14 % и занятость на 166 000 рабочих мест.
Однако, коалиция за процветание Америки, группа, поддерживающая тарифы, пришла к выводу, что они помогают стимулировать внутренние инвестиции при минимальном влиянии на цены.