18 декабря в Ираке состоялись выборы в местные органы власти. Выборы, которые, согласно иракскому законодательству, должны проводиться каждые 4 года, были проведены в Киркуке впервые за 18 лет. Последнее подобное голосование было проведено в Мосуле в 2013 году.
Одной из причин переноса выборов являются политические конфликты между региональными державами. Оба региональных игрока, особенно Турция и Иран, проводят политику в Ираке в соответствии со своими интересами, в то время как международные державы вмешиваются в дела региона в рамках проекта «Большой Ближний Восток». Эти политические конфликты, смена власти в регионе и внутренние разногласия привели к тому, что выборы постоянно откладывались.
Ирак занимает стратегическое положение на Ближнем Востоке и поэтому становится центром игры внутренних и внешних сил.
Иракская система является федеративной. Согласно иракскому законодательству, в стране есть место для всех групп, но эти законы не могут быть реализованы на практике, поскольку политика и менталитет страны не являются демократическими. Напротив, существующие законы становятся жертвой недемократической политики Ирака, что приводит к углублению конфликтов. Поэтому важно, чтобы местные выборы проходили вовремя и в соответствии с законом. Местные выборы более демократичны, поскольку они ближе к обществу, чем парламентские.
ВСЕ ВНИМАНИЕ БЫЛО ПРИКОВАНО К МОСУЛУ И КИРКУКУ
В 15 провинциях Ирака прошли выборы, в которых приняли участие сотни партий. Некоторые из этих партий объединились в альянсы. Однако все внимание на этих выборах было приковано к провинциям Мосул и Киркук. В Мосуле лицом к лицу столкнулись коалиция Ниневии во главе с бывшим губернатором Наджимом Джибури, ДПК и ПСК. В Киркуке разразилось противостояние ПСК, ДПК, Фронта иракских туркмен и Арабского фронта. Суннитская коалиция Ниневии заняла первое место в провинции Ниневия, центром которой является Мосул, а ПСК – в Киркуке.
На избирательные участки пришли только 6,5 из 23 миллионов избирателей. Это означает, что на избирательные участки пришел только 41 процент жителей Ирака. В Мосуле явка составила 52 процента, а в Киркуке – 70 процентов. В Багдаде и многих других провинциях явка избирателей была очень низкой.
Высокое или низкое участие общества в выборах является индикатором его поведения. Это также показывает, что правящие партии в провинциях не вселяют в общество больших надежд, остаются маргиналами и не имеют власти и проекта для решения проблем народа.
Кроме того, квоты в провинциях также демонстрируют, как женщинам отводится роль в политике. Согласно квоте, для женщин зарезервировано только 25 процентов мест. Женщины лишены решающей роли в иракской политике. Они находятся в тени мужского менталитета. Можно сказать, что положение женщин в политике Ирака не отличается от других стран. Участие женщин основано на законе, а не на их самобытности и самовыражении. Борьба женщин, особенно проходившая в течение последние 10 лет, до сих пор не привела к серьезным изменениям. Для демократизации системы необходимо, чтобы женщины играли более активную роль в политике. Уровень участия женщин в политике также определяет уровень участия женщин в жизни общества.
РЕЗУЛЬТАТЫ В КИРКУКЕ ПОВЛИЯЮТ НА ВСЮ СТРАНУ
Чем более заметны женщины в стране, тем более открыта эта страна для перемен. Поэтому нельзя сказать, что женщины эффективны в иракской политике. Женщины не находятся на переднем крае в плане того, как и в какой степени они могут участвовать в политике. Во всех партийных списках видно, что количество женщин-кандидатов очень мало. Большинство из тех, кто был выдвинут, не были избраны. Однако борьба женщин Эзидхана и женская революция в Рожаве в определенной степени повлияли на иракских женщин. Поэтому можно утверждать, что иракские женщины также имеют определенный уровень борьбы. В целом в Ираке идет борьба за права женщин. Идеи Абдуллы Оджалана оказали влияние на женщин-ученых, интеллектуалов и политиков. Борьба за права женщин во всех сферах жизни, особенно в политике и социальной сфере, стала более интенсивной.
Как уже говорилось выше, эти выборы были особенно важны для Киркука. Выборы здесь состоялись впервые за 18 лет. Результаты голосования в Киркуке повлияют на иракскую политику в целом. Еще до выборов за Киркук велась серьезная борьба. Особенно серьезную политическую игру вокруг Киркука вели шовинистически настроенные арабы, туркмены, лояльные турецкому государству, ДПК и сама Турция. Турецкое государство делало это в первую очередь через ДПК. Перед выборами они хотели отменить голосование в Киркуке, устраивая провокации между арабами и курдами. Однако жители Киркука сорвали игры турецкого государства и ДПК. Результат выборов в Киркуке – это также результат отмены этих игр.
Между партиями в Киркуке необходимо установить демократическую систему. Однако результаты выборов были важны для курдов, даже если они не шли на них единым списком. Результаты выборов – важное достижение, но если бы курдские партии участвовали в выборах единым списком и альянсом, это достижение были бы еще больше. Хотя ДПК знала, что потерпит поражение в Киркуке, она не допустила создания альянса между курдами. Она договорилась с шовинистически настроенными арабами и туркменами, лояльными турецкому государству. В Киркуке вновь проявилось истинное лицо ДПК и ее политика сотрудничества с оккупантами. В 2017 году эта политика ДПК вновь стала препятствием на пути к единству. Под предлогом референдума они отобрали Киркук у курдов и тем самым показали свою настойчивое желание держаться курса предательства. Однако нынешние результаты выборов в Киркуке показали, что политика ДПК, ее планы сотрудничества с Турцией и игры, которые она вела ради собственного успеха, сошли на нет.
ПРОЕКТ АБДУЛЛЫ ОДЖАЛАНА «3-Я ДОРОГА» МОЖЕТ СТАТЬ САМЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ РЕШЕНИЕМ В КИРКУКЕ
Результат выборов в Киркуке чрезвычайно важен для курдов. Ни турецкое государство, ни ДПК не удовлетворены этим результатом, и такая ситуация таит в себе опасность. В будущем они могут разработать различные тактики. Уловки турецкого государства и ДПК вряд ли закончатся, они уже много раз пытались выиграть с помощью различных хитростей и подковерных игр. Укрепление Киркука может принести серьезные результаты, и игры, которые Турция и ДПК будут вести против Киркука, могут потерпеть крах. Однако мы должны быть осторожны в этом вопросе. Опасности и конфликты в этих регионах не закончатся в ближайшее время. Но самым постоянным решением в Киркуке будет третий путь.
В Киркуке, эклектичном и богатом городе, люди живут вместе уже тысячи лет. Курды могут взять на себя инициативу. Конец грязной политике придет вместе с единством народов. У курдов тоже есть свой проект. Проект третьего пути, который лидер курдского народа Абдулла Оджалан определяет как демократическую политику, может стать наиболее эффективным решением и стратегией в Киркуке.
Результаты выборов в иракских провинциях повлияют и на выборы в Южном Курдистане. На данный момент все партии находятся на стадии подготовки. Но у курдских партий нет единой политики. Хотя в Южном Курдистане существует система формирования правительства, на практике она никак не служит народу. Из-за ДПК народ находится в глубочайшем отчаянии. Сдача Южного Курдистана под оккупацию турецкого государства вызывает большой резонанс в народе. Другие партии не дают народу надежды на решение проблемы. По этой причине серьезная подготовка к выборам должна вестись уже сейчас.
Общественные ожидания, безработица, массовая миграция, трудовые бойкоты из-за невыплаты зарплат – все это вызывает реакцию у людей. Политика Южного Курдистана не отвечает потребностям народа. Это недовольство отразится и на выборах. Перед каждыми выборами правительственные силы вносят некоторые изменения, чтобы повысить лояльность народа и увеличить зарплаты. Это следует расценивать как подкуп, как то, что народ заставляют молчать с помощью денег. Если выборы не будут проведены демократическим путем, в Южном Курдистане не произойдет серьезных изменений, особенно в политической сфере. На провинциальных выборах, прошедших в Ираке, выяснилось, что курды могут добиться значительных результатов, если создадут собственный политический альянс. Они могут играть эффективную и ведущую роль в иракской политике. Но ДПК является препятствием на этом пути. У курдов есть сильная рука на этих выборах. Если они будут проведены правильно и воля народа будет учтена, это будет иметь важные последствия для курдского народа в предстоящий период.
ЕЗИДЫ ПРЕПОДАЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ УРОК ДПК
Безусловно, выборы в Мосуле были не менее важны для курдов и особенно для Шенгала, чем в Киркуке. Доля курдов, принявших участие в выборах, составила 52 %. Можно сказать, что участие населения в голосовании было лучше, чем в некоторых других провинциях. Самой любопытной частью провинции Мосул был город Шенгал. На этот раз у шенгальцев было много отличий. Важность этих выборов была признана езидам, поэтому явка на них отличалось от предыдущих. ДПК, которая благодаря прошлым выборам завоевала расположение езидов в лагерях Южного Курдистана, проиграла не только в там, но и во всем Шенгале.
Эзидхан преподал ДПК исторический урок. Согласно результатам выборов, ДПК могла быть объявлена второй партией в провинции Ниневия, но проиграла в Шенгале и во многих других местах, где ранее пользовалась народной поддержкой. В провинции Ниневия ДПК проводила политику, направленную на проигрыш курдов, и в особенности езидов. Однако, несмотря на все усилия и грязную политику ДПК, которая не имеет ничего общего с моралью и ценностями демократии, единство народа Шенгала и провинции Ниневия одержало важную победу. Таким образом, жители Шенгала преподали ДПК серьезный урок. Эти выборы стали местью за указы. ДПК рассчитывала на Шенгал, но езидский народ разрушил эти расчеты.
Можно сказать, что эти выборы были успешными для курдов и особенно для жителей Шенгала. После 2014 года езидская община впервые избрала собственного представителя. Им стал Касым Кашко, который участвовал в выборах по списку Союза народа Ниневии и одержал победу. Итог этих выборов будет иметь важные политические и социальные последствия. Многие партии не ожидали такого результата. Езиды подал этим четкий сигнал. Они заявили: «Никто не может решать за меня, никто не может представлять меня, я буду выдвигать свою собственную волю». Это послание было направлено в первую очередь против ДПК и турецкого государства.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС, О КОТОРОМ ГОВОРИЛ АБДУЛЛА ОДЖАЛАН, ПОБЕДИЛ В ШЕНГАЛЕ
Участие езидской общины в выборах также было образцовым. Особенно беспрецедентные усилия на этих выборах проявили езидские женщины. Они работали день и ночь. Они будучи наполненными большой надеждой и верой, руководили всей избирательной деятельностью. Мы слышали из разных мест, что многие матери, которые никогда в жизни не голосовали, проголосовали и в этот раз. Это пример. Это показывает привязанность и любовь езидок к своей земле и своей воле. Эта позиция езидских женщин повлияла и на все общество. Давайте еще раз вспомним слова Абдуллы Оджалана: «Когда женщина делает шаг к свободе, она может поднять общество вместе с собой».
Мы можем увидеть эту истину в реальности каждой езидской женщины. Роль езидок в этом успехе, достигнутом в Шенгале, очень велика и значима. Даже те, кто до сих пор не голосовал, пришли на избирательные участки и проголосовали за Касыма Кашко. Союз жителей Ниневии был прежде всего важным альянсом для выборов. Но этот альянс был создан не только для прошедших выборов, его можно рассматривать как модель. Это был стратегический альянс для народа Шенгала. Хотя у этого альянса есть политические аспекты, по сути, это рождение социального альянса для народа. Этот альянс был создан для Шенгала и может стать моделью для всех провинций. Удовлетворенность результатами выборов была заметна и в езидской общине. В Шенгале победу на выборах праздновали с большим энтузиазмом. Единство и воля народа победили в Шенгале, а партии, проводившие политику исключительно в соответствии со своими интересами, потерпели поражение.