Что такое система изоляции, пыток и геноцида в Имралы?
Тюрьма Имралы — это международная тюрьма, поддерживаемая НАТО, расположенная на острове Имралы в Бурсе, одном из городов Турции.
Тюрьма Имралы — это международная тюрьма, поддерживаемая НАТО, расположенная на острове Имралы в Бурсе, одном из городов Турции.
С 1999 года слово «Имралы» означает не только тюрьму. Имралы — это система абсолютных пыток, где царит абсолютная изоляция и вражеский закон.
Лидер курдского народа Абдулла Оджалан сделал следующие заявления об Имралы: "Подобно тому, как бог Зевс объединился со своими помощниками Афиной, Аидом и Аресом, чтобы связать руки и ноги Прометея и приковать его к Кавказским горам, их человеческие потомки схватили меня и привязали к острову Имралы».
Позднее Абдулла Оджалан вновь заявил, что система изоляции, пыток и геноцида на острове Имралы является частью международного заговора, и сказал следующее:
«Условия, в которых я живу, тяжелее, чем просто условия в тюрьме типа F. Ни в одном тюремном регламенте нет статьи об этих условиях. Со мной обращаются произвольно и как с особым заключенным».
Навязанная изоляция равнозначна казни
Тюрьма Имралы была центром одиночного заключения до 2009 года, после Международного заговора и захвата самолета. Условия содержания в Имралы восходят к секретному соглашению между ЦРУ и Национальной разведывательной организацией Турции от 4 февраля 1999 года. Основанная 4 февраля, Имралы ранее была полуоткрытой тюрьмой. Но в результате секретных соглашений она превратились в тюрьму для одного человека — для лидера курдского народа Абдуллы Оджалана. Стало известно, что Имралы не соответствовала турецким законам и что она стала тюрьмой в соответствии с незаконным секретным протоколом между турецкой разведкой и ЦРУ, датируемым 4 февраля. Абдулла Оджалан сделал следующие заявления о тюрьме Имралы: «Статус этого места был определен секретным соглашением. США по подобным соглашениям тайно построили такие тюрьмы во многих местах. С другой стороны, тюрьма Имралы была построена по секретному соглашению ЦРУ и турецкой разведки. Идеи и одобрение ЕС также были включены в это соглашение. При этом также были определены условия и правила этого места. Они заключили меня в эту тюрьму, в то время как люди и 6 дней не могут прожить в подобных условиях. Капиталистическая мировая система арестовала меня. Государство держит меня как козырь и как заложника. Я — политический заложник. Мое место обозначено таким образом. Я могу сравнить это только со следующей ситуацией: человек, подключенный к респиратору, волен выдернуть вилку из розетки, когда захочет. Усугубление изоляции означает казнь».
Более 3 лет от Абдуллы Оджалана не поступало никаких известий. Система изоляции, пыток и геноцида в Имралы углубляется с каждым днем. Переговоры, которые фашистское турецкое государство предотвращало в течение многих лет, мотивируя это то «сломанной подставкой», то «погодными условиями», с 2020 года начали не допускать под предлогом дисциплинарных наказаний.
Абдулла Оджалан и другие заключенные в тюрьме Имралы подвергаются дисциплинарным наказаниям с запретом на свидания, телефонные звонки и общение, от них не получают новостей. В этом состоянии отсутствия связи Абдулла Оджалан лишен возможности контактов с внешним миром, а миллионы людей за его пределами лишены возможности встретиться с Абдуллой Оджаланом.
После того как Абдулле Оджалану последовательно было вынесено несколько дисциплинарных наказаний, его адвокаты 23 сентября 2022 года обратились в Главную прокуратуру Бурсы и Управление тюрем Имралы. Адвокаты также подавали возражения против утвержденных дисциплинарных наказаний и просили сообщить им решение по делу.
Главная прокуратура Бурсы отклонила ходатайство 5 октября 2022 года. 28 сентября судебные органы объявили, что дисциплинарное наказание сроком на 3 месяца, вынесенное Дисциплинарным советом Имралы Абдулле Оджалану и другим заключенным9 сентября, было окончательно утверждено.
Дисциплинарные наказания
С 04 декабря 2005 года, первого дня дисциплинарных наказаний, по 2010 год Абдулла Оджалан был подвергнут дисциплинарным наказаниям 15 раз, а с 2018 года по сентябрь 2022 года — 13 раз. Иными словами, в период с 2005 по 2022 год Абдулла Оджалан был подвергнут дисциплинарным наказаниям в общей сложности 28 раз. На протяжении 2023 года и в первые месяцы 2024 года дисциплинарные наказания продолжают налагаться.
Комитет Совета Европы по предупреждению пыток (ЕКПП) оценил ситуацию в Имралы следующим образом: «С 1999 года существует состояние изоляции, наличие которого не оспаривается». Комитет включил эту оценку в свой отчет, подготовленный после посещения тюрьмы Имралы в период 19-22 мая 2007 года и опубликованный в 2008 году.
Изоляция не была снята, в нее были включены другие заключенные
Абдулла Оджалан оставался единственным узником Имралы с 16 февраля 1999 года по 17 ноября 2009 года. Затем в тюрьму Имралы были переведены еще 5 заключенных. Тем не менее, Абдулла Оджалан оставался в камере один. Он мог видеться с другими заключенными только 5 часов в неделю. Это не означало, что изоляция была нормализована или отменена. Другие заключенные были включены в изоляцию и подвергались пыткам.
2-я палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в своем решении от 14 марта 2014 года определила эту ситуацию как преследование и пытки, которые также включены в статью 3 конвенции.
«Г-н Оджалан не может воспользоваться никакими правами, предусмотренными Законом № 5275 о мерах безопасности, и эти права были полностью нарушены», — заявила адвокатская контора «Асрин».
Согласно закону, а также решениям ЕСПЧ, Абдуллу Оджалану должно было быть предоставлено право пользоваться телефоном, однако в этом праве ему было отказано, что также описано в отчете ЕКПП.
Ему было отказано в праве получать информацию, в частности, в виде писем. Ему не разрешали писать письма, а полученные письма подвергались цензуре или уничтожались без какого либо оповещения.
Хотя заключенные имеют право на посещение членов семьи и иных посетителей два раза в месяц, это право было ограничено или такие посещения вовсе не допускались.
Все попытки и требования прекратить нарушить прав Абдуллы Оджалана были отвергнуты или оставлены без ответа. Турецкое государство, видя, что роль Оджалана в глазах народа важна и велика, не признавая свой собственный закон, пошла на его нарушение.
Запрет на встречи с адвокатами
Адвокатам запрещали встречаться со своим подзащитным, мотивируя это такими предлогами, как «подставка сломалась» и «плохая погода» или тем, что Абдулла Оджалан подвергся «дисциплинарному наказанию». С 27 июля 2011 года на острове Имралы запрещены встречи адвокатов с их клиентами.
На встрече с адвокатами 4 июля 2008 года Абдулла Оджалан сделал следующие заявления: " Срезая мне волосы, государство хочет дать мне понять: «Ты в наших руках, мы можем контролировать тебя, когда захотим, и делать с тобой все, что захотим, ты под нашим контролем двадцать четыре часа в сутки».
Система изолирует меня особым образом
В своей 5-й книге, написанной в конце 2010 года, Абдулла Оджалан рассказал о жизни в тюрьме Имралы следующее: «Во всех моих письменных защитах и устных диалогах до сих пор я мало касался своей личной жизни. Помимо общих проблем со здоровьем и налаживания отношений с администрацией, я не рассказывал, как я сопротивлялся изоляции, специально подготовленной системой и применяемой только ко мне, и как я переносил одиночество. Я думаю, что самая любопытная тема — это мой жизненный опыт, который я приобрел в борьбе с этим абсолютным одиночеством и застоем. Когда я был еще ребенком, один из деревенских старейшин, считавшийся мудрым человеком, наблюдая за моим поведением и поступками, произнес фразу, которую я помню до сих пор: «Lo li ciye xwe rune, ma di te de ciwa heye?». В переводе это значит: «Сиди спокойно, ты что, из ртути?». Как известно, ртуть — очень подвижный элемент. Если бы мифологические боги и думали об этом, они, вероятно, не придумали бы такого сурового наказания, как привязывание к скалам Имралы. Тем не менее, я отбыл двенадцать лет в одиночной камере.
Имралы знаменит тем, что это остров, где приводились в исполнение приговоры, вынесенные высокопоставленным чиновникам государства. Климат здесь одновременно очень влажный и суровый. Физически он разрушает тело человека. А если к этому добавляется изоляция в закрытых помещениях, то его разрушительное воздействие на организм еще больше усиливается. Меня также доставили на остров в самом начале возраста старения. Долгое время я находился под наблюдением командования спецназа, а в последние два года, думаю, появился надзор со стороны министерства юстиции. У меня не было никаких средств связи с внешним миром, кроме книги, газеты, журнала и одноканального радио. Конечно, получасовые визиты братьев и сестер раз в несколько месяцев и еженедельные встречи с адвокатом, даже если они часто прерывались из-за «плохой погоды», составляли мою коммуникационную вселенную. Безусловно, я не недооцениваю эти коммуникационные факторы, но они не являются достаточным общением. Мой разум и воля определяют, устою я или сгнию».
Визиты ЕКПП
К настоящему времени Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) посетил Имралы 8 раз. Последний раз ЕКПП выступил с заявлением 3 октября 2022 года и сообщил, что его представители посетили Турцию и Имралы в период с 20 по 29 октября. Несмотря на все настойчивые просьбы, ЕКПП не сообщил, беседовал ли он с Абдуллой Оджаланом и другими заключенными. В ответ на это 29 ноября адвокаты лидера Оджалана выступили с заявлением, в котором сообщили, что их клиент не встречался с комиссией ЕКПП. Несмотря на это заявление, ответа от ЕКПП не последовало.
Право на надежду
18 марта 2014 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по заявлению о приговоре к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами, вынесенному Абдулле Оджалану, который в течение 25 лет содержался в системе изоляции, пыток и геноцида «Имралы» в суровых условиях изоляции, и вынес решение о нарушении. После того как решение не было исполнено, адвокатское бюро «Асрин» 9 августа 2022 года подало новое заявление в Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) с требованием исполнить решение ЕСПЧ. Ответ на это заявление пока не получен.
Фашистское турецкое государство признало, что отказало Оджалану в «праве на надежду» в своем ответе Совету Европы на заявление об исполнении решения ЕСПЧ о нарушении прав Абдуллы Оджалана.
Турецкое государство до сих пор не смогло реализовать право Абдуллы Оджалана на надежду. Науроз Уйсал, член парламента от Ширнака, который также долгое время был адвокатом Абдуллы Оджалана, сделал следующие заявления для Rojnews относительно права на надежду: «Согласно решению Европейского суда по правам человека, ни один человек не может вечно находиться в тюрьме. Он имеет право провести свой законный возраст за пределами тюрьмы. Это называется правом на надежду. Однако Турция изменила приговор г-ну Оджалану на пожизненное заключение и не сделала ни одного позитивного шага в этом направлении. Юридических препятствий для реализации этого права нет, но политическая воля турецкого государства выступает против этого решения и не хочет его выполнять».