Что стоит за помилованием Эрдоганом генералов, посаженных в тюрьму за переворот 1997 года?

Этот шаг был предпринят после знаменательной встречи президента Турции с главным лидером оппозиции, которая породила некоторые надежды на политические реформы в стране.

ALTAN GOCHER/Hans Lucas/AFP via

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в пятницу помиловал семь бывших армейских генералов, чье пожизненное заключение (за свержение турецкого правительства в 1997 году) было широко раскритиковано как неконституционное из-за их преклонного возраста и слабого здоровья.

Все семь генералов, самому молодому из которых 76 лет, были освобождены из тюрьмы в пятницу, после того как в полночь в «Официальном вестнике» страны была опубликована информация о помиловании. Конституция Турции позволяет освобождать осужденных преклонного возраста, и тех, кто страдает от серьезных заболеваний, однако общественные организации часто критикуют правительство за невыполнение этого положения.

В 2018 году суд приговорил их к пожизненному заключению, и это решение было оставлено в силе апелляционным судом в 2021 году. Большинству генералов, занимавших высшие командные посты в армии в 1997 году, были предъявлены обвинения в связи с их ролью в свержении правительства, возглавляемого покойным премьер-министром Неджметтином Эрбаканом, исламистом и политическим наставником Эрдогана.

Озгюр Озель, лидер главной оппозиционной Республиканской народной партии (РНП) Турции, придерживающейся светских и левоцентристских взглядов, назвал этот шаг «запоздалым, но правильным».

 Помилование состоялось после знаменательной встречи Эрдогана и Озеля в начале этого месяца, — встречи, ставшей первой за последние восемь лет. Она произошла после исторического поражения правящей Партии справедливости и развития (ПСР) президента Эрдогана на общенациональных местных выборах 31 марта.

То, что Эрдоган назвал эту встречу началом «разрядки» в турецкой политике, породило надежды на демократические реформы, которые могли бы обратить вспять эрозию верховенства закона.

Но эти надежды были вновь разрушены в четверг, когда суд вынес тяжелые тюремные приговоры десяткам видных курдских политических лидеров за участие в протестах 2014 года, которые вспыхнули, когда курды на юго-востоке страны вышли на улицы, обвинив правительство Эрдогана в том, что оно поддерживает Исламское государство (запрещено в РФ — прим), силы которого в тот момент осаждали сирийский курдский город Кобани.

Приговоры по делу более чем 100 обвиняемых, включая влиятельных курдских лидеров Селахаттина Демирташа и Ахмета Турка, избранного мэром юго-восточной провинции Мардин 31 марта, вызвали широкий протест со стороны правозащитных групп, а также РНП.

Эти приговоры — «последний шаг в кампании преследования, которая лишила избирателей, в основном курдских, их избранных представителей, подорвала демократический процесс и криминализировала законные политические высказывания», — заявил в пятницу Хью Уильямсон, директор по Европе и Центральной Азии в Human Rights Watch.

 Выступая в пятницу, министр юстиции Турции Йылмаз Тундж сказал, что процесс обжалования продолжается.

Президентское помилование Эрдогана: почему именно сейчас?

В то время как решение суда, принятое в четверг, свидетельствует о том, что Турция настаивает на жестком подходе к курдской проблеме, помилование генералов, которые ранее представляли старый светский истеблишмент страны, в пятницу вызвало вопросы о мотивах Эрдогана.

По мнению Сонера Чагаптая, директора программы турецких исследований в Вашингтонском институте ближневосточной политики, Эрдоганом может двигать желание помешать сотрудничеству между светской РНП и прокурдской ПНРД (Партия народного равенства и демократии).

«Он [Эрдоган] одновременно обращается к главной оппозиционной Республиканской народной партии с предложением разработать новую конституцию, что говорит о том, что он ищет консенсуса, а также пытается разрушить союз оппозиции [с прокурдской ПНРД]», — сказал он в интервью Al-Monitor, имея в виду давние стремления турецкого президента обновить конституцию страны, для чего требуется большинство в две трети голосов в турецком парламенте.

В значительной степени это объясняется тем, что «прокурдская ПНРД сыграла значительную роль в победе РНП в некоторых регионах, в том числе в Стамбуле» на последних выборах, отмечает Кагаптай.

 Еще одной лакмусовой бумажкой «разрядки», о которой говорит Эрдоган, является тюремное заключение известного турецкого бизнесмена и филантропа Османа Кавалы. Он который остается за решеткой с 2017 года, несмотря на постановление Европейского суда по правам человека, предписывающее его немедленное освобождение.

В прошлом году высший апелляционный суд Турции оставил в силе пожизненный приговор Кавале за участие в антиправительственных протестах 2013 года.

Госдепартамент США назвал этот процесс «несправедливым». Просьба адвокатов Кавалы о повторном рассмотрении дела была отклонена ранее на этой неделе. Эксперты в области права говорят, что адвокаты могут обжаловать это решение.

По мнению Синана Ульгена, аналитика по Турции, правящий альянс Эрдогана расколот по поводу суда над Кавалой.

«Даже внутри правительства существуют два противоборствующих лагеря по этому вопросу», — сказал Ульген в интервью Al-Monitor.

 Союзник Эрдогана Девлет Бахчели, лидер крайне правой Партии националистического движения (ПНД), на прошлой неделе обрушился с критикой на призывы Озеля освободить Кавалу.

Но траектория дела Кавалы, «которое теперь стало символическим как для Турции, так и для других стран Совета Европы, будет очень важной для возвращения Турции к верховенству закона», — добавил Ульген.