Через год после начала Covid китайская экономика обгоняет мировую

Экономический подъем Китая ускоряется – его успех в борьбе с Covid-19 позволяет ему увеличить свою долю в мировой торговле и инвестициях.

Вторая по величине экономика мира должна в понедельник сообщить о росте валового внутреннего продукта на 2,1% в 2020 году, то есть КНР является единственной в мире крупной экономикой, избежавшей сокращения, согласно опросу экономистов Bloomberg.

Это должно обеспечить ситуацию, когда его доля в мировой экономике растет самыми быстрыми темпами в этом столетии. По данным Всемирного банка, в прошлом году мировой объем производства упал на 4,2%, что привело к тому, что доля Китая в нем достигла 14,5% в долларовых ценах 2010 года – на два года раньше, чем ожидалось.

Ожидается, что доля Китая в мировой экономике будет расти более быстрыми темпами (источник: МВФ, Всемирный банк, McKinsey & Company).

И это не просто вспышка, которая обратится вспять, как только другие крупные экономики начнут восстанавливаться по мере развертывания вакцин. Экономисты ожидают, что ВВП Китая вырастет на 8,2% в этом году, продолжая опережать другие экономики, включая США.

«Китай сейчас находится на пути к тому, чтобы обойти США как крупнейшую экономику в 2028 году, – сказал Хоми Харас, заместитель директора Программы глобальной экономики и развития Брукингского института, – на два года быстрее, чем предполагал ранее».

Выдержав торговую войну с президентом Дональдом Трампом, Китай углубляет экономические связи в Азии и Европе и рассчитывает на внутреннее потребление, чтобы обеспечить свою следующую фазу роста. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил на этой неделе, что время и ситуация были на стороне страны в новом году, отмеченном внутренними беспорядками в США.

«Пандемия может помочь Китаю упрочить свои позиции в мировой экономике, – сказал Ка Цзэн, директор азиатских исследований в Университете штата Арканзас. – Американские и европейские компании, вероятно, больше обращают внимание на Китай из-за потенциала для страны, которая будет единственным крупным источником роста в постпандемическом мире».

Рекордный скачок доли Китая в мировом ВВП стал лишь одной из многих вех для его экономики в прошлом году.

Экономика сближалась с США самыми быстрыми темпами за всю историю. ВВП Китая составил 71,4% от уровня США в 2020 году, по данным Международного валютного фонда, что на 4,2% больше, чем в предыдущем году. Доля КНР в мировой торговле росла по мере роста экспорта, связанного с пандемией. По официальным данным, уже будучи крупнейшим экспортером в мире, Китай увеличил свои поставки в 2020 году на 3,6%. По оценкам органа ООН по торговле и развитию ЮНКТАД, общий объем мировой торговли, вероятно, сократился на 5,6%.

Китай скорее всего вернул себе титул главного в мире места для иностранных инвестиций, титул, который он проиграл США в 2015 году. Иностранные инвестиции в Китай достигли более 129,5 миллиарда долларов к ноябрю 2020 года, что немного выше уровня предыдущего года. По данным ЮНКТАД, в глобальном масштабе потоки инвестиций скорее всего упадут на 30-40% в годовом исчислении в 2020 году.

В списке Fortune Global 500 крупнейших компаний мира по выручке впервые оказалось больше компаний, базирующихся в Китае, включая Гонконг, чем в США: 124 против 121

Кассовые сборы фильмов за весь год впервые обогнали США.

Суверенный долг был добавлен к базовому индексу FTSE Russell, завершив включение страны во все три ведущих мировых индекса облигаций. Иностранные инвесторы купили 1,1 трлн юаней ($170 млрд) китайских облигаций в 2020 году

Возросшая роль Китая в постпандемическом мире повышает актуальность дискуссий среди остального мира о том, как взаимодействовать с Пекином. В то время как администрация Трампа ввела тарифы и ограничила доступ к ключевым технологиям, другие страны стремились к более тесным торговым и инвестиционным связям с Китаем. 15 азиатских стран, включая Китай, подписали в ноябре региональный пакт о всеобъемлющем экономическом партнерстве, пообещав снизить торговые барьеры в регионе. В декабре Европейский Союз заключил всеобъемлющее инвестиционное соглашение с Китаем.

«Странам придется иметь дело с биполярным миром, а не с однополярным, - сказал Бо Чжуан, главный экономист по Китаю в TS Lombard. – Не только рост Китая, но и характер его роста имеет значение для мировой экономики. Китай продолжает двигаться в направлении большей зависимости роста от потребления. Для остального мира Китай будет все больше становиться потребителем в дополнение к роли производителя, которую он уже давно играет».

Лидеры Китая обычно преуменьшают экономические вехи развития страны, такие как экономический рост, обогнавший Японию в 2010 году. Они боятся спугнуть тех, кто уже опасается его подъема. Тем не менее Пекин объявил в этом году, что будет стремиться удвоить ВВП с уровня 2020 года к 2035 году – цель, которая подразумевает марш к экономике номер один.

Тем не менее нет никаких гарантий, что это произойдет. Китай доказал, что пессимисты ошибались в 2020 году, но он столкнулся с огромными проблемами, начиная от ухудшения отношений с США, ограничивающих его доступ к технологиям, чрезмерной зависимости от инвестиций, финансируемых за счет долга, и быстрого старения населения.

Роль Китая как фабрики для всего мира была усилена в прошлом году, когда он производил маски для лица, медицинское оборудование и оборудование для работы на дому. В то время как политические лидеры, такие как Эммануэль Макрон, поклялись производить больше внутри страны после пандемии – вторя американской риторике об «отделении» от Китая, – любой сдвиг в сторону диверсификации производства будет постепенным из-за высоких затрат.

Экономика Китая в этом году набирает больше оборотов, даже несмотря на то, что другие страны стагнируют.

У транснациональных компаний есть еще одна причина для сохранения или даже увеличения своих инвестиций в Китай – быстрорастущий потребительский рынок, который уже затмевает США и Западную Европу в некоторых секторах.

В настоящее время на Китай приходится четверть мирового среднего класса, определяемого как население, тратящее от 11 до 110 долларов на человека в день в 2011 году по паритету покупательной способности, что является вехой, которая не была бы достигнута еще в течение двух лет, если бы не Covid-19, сказал Харас из Брукингского института.

И General Motors Co, и Volkswagen AG продолжали продавать в Китае больше автомобилей, чем на своих внутренних рынках в прошлом году. Starbucks Corp. планирует открыть около 600 новых магазинов в этом году, в то время как Nike Inc. сообщила о продажах в Китае в размере 2 миллиардов долларов впервые за квартал (закончившийся в ноябре).

«Мы наблюдали, как волна за волной пандемия поражала разные рынки, – сказал финансовый директор Nike Мэтью Френд на декабрьском совещании инвесторов. – И действительно, единственным рынком, где мы видели продолжение такой траектории с точки зрения борьбы с вирусом, был Китай».